Истории

Рецензия: «Леди» Люка Бессона — свобода и демократия для самых маленьких

В российский прокат вышел новый фильм Люка Бессона «Леди» - биографическая картина о малоизвестной (в России), но героической (вне всякого сомнения) бирманской оппозиционерке. Картина прославляет свободу и демократию, но сделана так, что сразу понимаешь преимущества угнетения и кровавой диктатуры.

Уже полвека у власти в Мьянме— военная хунта, гордо называющая себя Государственным советом мира и развития. Престарелые генералы делают вид, что приличные люди: недавно даже провели выборы, предусмотрительно арестовав всенародную любимицу, лидера оппозиции Аун Сан Су Чжи. Впрочем, четверть мест в парламенте все равно резервируется за военными, кого бы ни выбрал народ. Это у них называется «дисциплинированная демократия». Хорошо устроились, не хуже, чем в России.

  • 29.jpg

    фото: kinokadr.ru

  • 01.jpg

    фото: kinokadr.ru

  • 02.jpg

    фото: kinokadr.ru

  • 03.jpg

    фото: kinokadr.ru

  • 04.jpg

    фото: kinokadr.ru

  • 05.jpg

    фото: kinokadr.ru

  • 06.jpg

    фото: kinokadr.ru

  • 07.jpg

    фото: kinokadr.ru

  • 08.jpg

    фото: kinokadr.ru

  • 09.jpg

    фото: kinokadr.ru

  • 10.jpg

    фото: kinokadr.ru

  • 11.jpg

    фото: kinokadr.ru

  • 17.jpg

    фото: kinokadr.ru

Биографический фильм «Леди» повествует о главной бирманской оппозиционерке Аун Сан Су Чжи.  Женщина она достойная: политзаключенная, лауреат Нобелевской премии и т. д.   Но Люк Бессон рисует этот светлый образ уж слишком жирными и яркими красками.

Драма? Но у героя должен быть какой-то выбор, а Леди Су просто несет по волнам бирманской истории. Боевик? Но должны хотя бы стрелять. Исторический фильм? Но для этого маловато событий. Агитка? Многовато несущественных рассуждений. С жанром беда. Нет, это даже не сказка. Это картинка в букваре. На букву Д — «демократия».

Здравствуйте, мы гадкие бирманские военные, угнетаем всех, стреляем, режем, и нам ничуточки не стыдно. А я красивая и уверенная в себе женщина средних лет, рассуждаю о правах и свободах, и мне все хлопают. А я — муж красивой и уверенной в себе женщины, я оттеняю ее красоту и уверенность и в конце фильма умру от рака, лишь бы бирманский народ был свободен. А мы — народ, мы на полпути к демократии, еще чуточку помашем флагами под красивую музыку, и все будет ок.

Говорить о кинофильме «Леди» сложно, потому что кино в этом фильме нет. Это положенный на кинопленку сценарий - инфантильный и многословный. Не спасает даже Тьерри Арбогаст — постоянный соавтор Бессона и, пожалуй, лучший оператор-постановщик Франции. Снимает он красиво, но снимать ему в этом фильме нечего. Люди спускаются по лестнице и поднимаются по ней, едят, спят, бреются, много говорят по телефону, опять почему-то бреются, переживают о чем-то крупным планом, но переживания не отражаются на невозмутимых азиатских лицах. В водовороте подробностей тонут основные сюжетные ходы: героиню то сажают под домашний арест, то выпускают. Но следить за перипетиями скучно, потому что Леди Су на все реагирует одинаково: выдает красивую фразу и смотрит в светлое будущее.

Люк Бессон утратил самое важное —  фирменное чувство юмора. Наверно, он решил, что пафосный фильм о настоящем герое  нельзя делать с меланхоличной ухмылкой. Хотя раньше у него получалось. И Фред из «Подземки», и Никита, и Леон, и спаситель галактики Корбен Даллас - прежде всего забавные, а уже потом крутые. В Леди Су нет ничего забавного. Она безупречно хороша - хочется выть от зависти, скуки и однозначности происходящего.  «Леди» как будто сделана по заказу Гостелерадио. Демократия — здорово, военные у власти — плохо, а Леди Су — действительно клевая тетка, все правда, но если повторять правду столько раз и напрямик, на нее возникает аллергия.

Когда-то Люк Бессон был веселым гением, реформатором жанра триллера. Были у него и «Подземка», и «Никита», и «Леон». Конечно, ничего хорошего он не снимал уже 15 лет, со времен "Пятого элемента», но каждый раз надеешься на лучшее.

Наверно, дело было так. Продюсер фильма, миллионер Жан Тодт, приказал Бессону дать роль своей любовнице — красивой гонконгской актрисе Мишель Йео. Бессон почесал макушку, взял из мусорной корзины первый попавшийся ориентальный сценарий  и снял фильм, которого мог бы и не снимать.

Жителям Мьянмы, впрочем, понравилось. Говорят, «Леди» разошлась по стране миллионом пиратских копий. А уже после премьеры фильма на Западе героическую Аун Сан Су Чжи выпустили из каталажки, и она даже избралась в парламент. Хэппи-энд.

«Леди» (The Lady)

Режиссер - Люк Бессон

Автор сценария - Ребекка Фрайн

Оператор - Тьерри Арбогаст

В ролях - Мишель Йео Чу Кен, Дэвид Тьюлис и др.

ОПЕРАТОРСКАЯ РАБОТА: 5 из 10

АКТЕРСКИЙ СОСТАВ: 3 из 10

РЕЖИССУРА: 2 из 10

СЦЕНАРИЙ: 1 из 10

ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ: Мишель Йео в роли Аун Сан Су Чжи

share
print