Истории

Рецензия: «Новый Человек-паук» - герой-приколист против злодея-инвалида

В российский прокат вышел «Новый Человек-паук», но почти ничего нового в нем нет. Это не продолжение, а перезапуск. Сюжет как в первом «Человеке-пауке», только злодей отличается: был глупый гоблин, стал умный ящер-инвалид. Спецэффекты, конечно, помощней, зато возрастная планка упала ниже плинтуса: старый «Человек-паук» был для подростков, новый - для самых маленьких.

Ориентация на целевую аудиторию сильно вредит киноискусству, особенно в США, особенно в последние годы. Даже неглупые режиссеры снимают нарочито инфантильное кино, лишь бы не лишиться рейтинга PG-13 («дети до 13 лет - в сопровождении родителей»). «Новый Человек-паук» не потеряет ни цента из будущих сборов. Он сделан так, что устроит всех. Крови немного, и она понарошку. Все остальное — тоже.

Итак, Питер Паркер (Эндрю Гарфилд)— обычный американский школьник. В меру смелый, в меру веселый и немного потасканный на вид (все-таки актеру почти тридцатник). В один прекрасный день парня кусает паучок-мутант, и счастливый школьник начинает выделять паутину и прыгать по потолку. Дальше - как обычно: суперзлодей, сражение на Бруклинском мосту, финальная битва на выдуманном небоскребе, занавес.

Сюжет — как в классическом комиксе и фильме десятилетней давности, за одним исключением: там был скучный и тупой Зеленый Гоблин, а тут — Зеленый Ящер с богатым внутренним миром. Талантливый ученый Курт Коннорс (Рис Иванс) скучает по утраченной правой руке и хочет, чтобы она у него отросла, как хвост у ящерицы. После непродолжительных душевных переживаний (долгий взгляд в зеркало — суровая гримаса - затемнение) он вкалывает себе лошадиную дозу секретного препарата на основе давленых рептилий и превращается в тираннозавра-карлика.

Препарат действует на Коннорса, как водка на заправского ханыгу: в облике ящера он начинает крушить стены и нести социал-дарвинистскую чушь про господство сильных. Но, во-первых, по утрам он беспохмельно приходит в себя, а во-вторых, его жалко: инвалид все-таки. Поэтому его не убивают, а сажают в тюрьму, чтобы на сиквел хватило.

«Новый Человек-паук» вообще удивительно добрый фильм. Особенно добры — до приторности — второстепенные персонажи. Квинтэссенция добра - Дядя Бен (Мартин Шин). В каждом втором фильме есть такой здравомыслящий дядюшка-бодрячок, вправляющий мозги слегка заносчивому главному герою. Довольно добр и суровый капитан полиции Стейси (Денис Лири) — сначала объявляет охоту на Человека-паука, потом выходит с дробовиком против ящера и красиво гибнет. Наконец, бесконечно добра дочка героического полисмена - Гвен Стейси (Эмма Стоун), о которой и сказать-то больше нечего, кроме того, что она носит мини-юбку и грудь третьего размера.

Но у заглавного героя нет и этого. Впрочем, Человек-паук всегда проигрывал старшим товарищам. У Бэтмена был готический замок и куча всякой техники, у Железного человека — отличный костюмчик и несколько миллиардов долларов, у Супермена — невероятная сила и папа Марлон Брандо. Что мог противопоставить всей этой сверхчеловеческой крутизне простой американский школьник Питер Паркер? Неаппетитные паучьи выделения да набор акробатических номеров. И если в комиксах Человек-паук не хуже прочих супергероев, то ни в одном из фильмов он даже близко не приблизился к «супер».

Лучшие моменты в  фильме — не героические, а комические. Едва получив фантастические способности, Человек-паук громит в нью-йоркской подземке свору колоритных бомжей и проституток. Сценка в духе Джеки Чана и даже Бастера Китона: невозмутимый герой побеждает целую толпу исключительно за счет своей мнимой неуклюжести. Дальше — больше: не умея рассчитать силы, свежеиспеченный Человек-паук одним ударом ломает будильник и одним нажатием приводит в негодность тюбик зубной пасты. Таких нехитрых, но милых моментов — мало. В основном «Новый Человек-паук» патологически серьезен.

Кризис жанра: похоже, у фильмов-комиксов осталось лишь два пути. Либо удариться в интеллектуальную пародию, как «Пипец». Либо оттачивать штампы, как паучья франшиза. В сущности «Нового Человека-паука» не в чем упрекнуть: он довольно красочен, умеренно увлекателен и похож на все фильмы сразу.  Копия копии, сделанной с не самого оригинального оригинала.

Новый Человек-паук ( The Amazing Spider-Man)

Режиссер: Марк Уэбб

Авторы сценария: Джеймс Вандербильт, Элвин Сарджент, Стив Кловз

В ролях: Эндрю Гарфилд, Эмма Стоун, Рис Иванс, Мартин Шин и др.

 

СПЕЦЭФФЕКТЫ: 6 из 10

РЕЖИССУРА: 5 из 10

АКТЕРСКИЙ СОСТАВ: 5 из 10

СЦЕНАРИЙ: 4 из 10

share
print