Истории

На толерантность в Петербурге потратили 117 млн, но ксенофобия растет, почему?

В Петербурге с 2006 года Смольный реализует программу «Толерантность». В текущем году город выделил на воспитание терпимости 117 млн рублей. Между тем, согласно недавнему социологическому исследованию, уровень ксенофобии в городе увеличился в 6 раз. «Мой район» выяснял, почему программа «Толерантность» не работает.

Что такое программа «Толерантность»

Программа «Толерантность» в Петербурге реализуется в 2 этапа: первый – с 2006 по 2010 годы; второй, современный период – с 2011-го и рассчитан до 2015-го. Ежегодно Смольный тратит на программу немалые суммы: так, в текущем году на нее заложено 117 млн рублей (стоимость эдак 20 квартир в не самых скучных районах Петербурга). Весной фракция КПРФ в Законодательном собрании предлагала прекратить финансирование программы (обоснование: «Очевидно, что никаких положительных результатов ее реализация не принесла»), но потерпела фиаско.

Официальное название: «Программа гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге». Среди пунктов программы – блокноты-ежедневники для старшеклассников с «толерантной» информацией, теле- и радио-программы, социальная реклама, издание букваря для мигрантов, мониторинг эффективности реализации программы и так далее.

Что знают петербуржцы про программу «Толерантность»

«Мой район» задал нескольким горожанам один-единственный вопрос: замечали ли вы в последние 5-6 лет какие-либо признаки реализации программы «Толерантность»? Ответы получились следующие:

Дмитрий: «Плакаты только. Ну и иногда отчёты в медиа».

Владимир: «Помню, что самая расистская футбольная команда, в цветах которой «нет чёрного», точно принимала участие в какой-то антирасистской акции, когда Noize MC для них песню «Пушкинский рэп» записал. А еще «Зенит» выходил на поле в футболках «Расизм - это свинство». А, это не то? Значит, только от тебя узнал. Вот, один коллега говорит, будто радио по утрам что-то про эту программу вещает, но в остальном никто не в курсе. Смешная, чувствую, программа, в Петербурге-то».

Алина: «Ответ «лолшто» устроит? Нет, не замечала, в общем».

Сергей: «Да, видел постеры в метро, что-то там на фоне Дворцовой площади. Года полтора назад, кажется».

Денис: «Меня это как-то не особо беспокоит, так что не обращал внимания».

Радиф: «Мне, как представителю землячества (татарского – «МР»), тяжело судить, но я вижу, что все хорошее в плане толерантности - это дело рук энтузиастов. Например, никто не мешает СМИ смаковать каждое преступление, совершенное кавказцами. И очень мало школ для мигрантов, мне вспоминается только грузинская. Вот татарской вообще нет, хотя тут татар около 400 тысяч. Программа «Толерантность», в основном, видится на уровне каких-то праздников, каких-то печатных изданий».

Ксенофобов стало в 6 раз больше

Социологический центр «Мегаполис» в мае-июне 2012 года провел исследование, по результатам которого выяснилось: если в 2007 году проблема иногородних (читай – мигрантов) будоражила умы только 2-3% петербуржцев, то теперь 12% респондентов не то что пассивно волнуются – но готовы идти и протестовать против приезжих. За последний год «коэффициент ксенофобии» подскочил в 2 раза. В целом, по данным социологов, проблема мигрантов оказалась на 5-м месте среди общегородских.

СМИ в последнее время стали снижать градус: по крайней мере, «разжигающих» заголовков (из серии: «шок, сенсация, кавказцы избили русских, фото, видео») стало в разы меньше. За что, кстати, бдительные читатели нередко пеняют журналистам в комментариях к статьям: а почему это вы, толерасты, национальность преступников умолчали?

Зато, например, на официальном сайте ГУ МВД по Петербургу и области – все честно и прозрачно. Если происхождение криминального элемента известно – об этом, как правило, упоминается в сводке. Из последнего: «46-летний гражданин Узбекистана задержан по подозрению в причинении тяжкого вреда здоровью двоим своим соотечественникам»;  «Оперативниками петербургского угрозыска в автобусе на проспекте Просвещения задержан 37-летний гражданин Узбекистана, совершивший карманную кражу у одной из пассажирок» и так далее.

Справедливости ради следует отметить, что в рамках программы «Толератность» были и удачные акции: например, серия плакатов на улицах города «Петербург объединяет людей» с цитатами разных известных людей. Однако и эту прекраснодушную инициативу многие, что называется, обстебали. Так, блогер grigoruk, рефлексируя над плакатом с фрагментом стихотворения поэта Семена Ботвинника, указывал на то, что текст «просто выдернут из контекста», а сам логотип программы «Толерантность» «мерзкий» и «напоминает гейский радужный флаг».

Мнение экспертов

Юрий Гатчин, депутат ЗС Петербурга (от КПРФ): «Я человек советского времени. Нас воспитали в духе Интернационала и доброго отношения к людям. И все это шло через СМИ, культуру.

А сейчас даже фестиваль «Славянский базар» показывают по ТВ в несмотрибельное время после полуночи. А вы когда-нибудь слышали концерт татарской музыки? А ведь все это воспитывается с детства. Если бы программа реализовывалась на таком уровне – она бы имела смысл».

***

Эдуард Понарин, профессор Высшей школы экономики: «Честно говоря, я не вижу, как реализуется программа. Не хотел бы, конечно, обижать людей, которые этим занимаются: их усилия сродни тому, как если плевать против ветра. Сила народного недовольства гораздо больше: столь малыми средствами, в рамках целевой программы, решить проблему невозможно.

Какова альтернатива? Я бы подумал о конкретных мерах по интеграции приезжих в городское сообщество. Например, на заводах не хватает квалифицированной рабочей силы. При этом приезжает масса людей, например, из Таджикистана – и они вообще ничего не умеют делать. Можно сделать, как в 1970-е годы в Ленинграде. Тогда шел процесс урбанизации, из российских сел приезжали люди – такие же мигранты. И тоже старые петербуржцы бурчали: «Понаехала лимита!». Но эта лимита попадала в профтехучилища. Там давали образование, квалификацию. И они уже были не чернорабочими, а квалифицированными кадрами. Сейчас они сами петербуржцы, и точно так же бурчат: «Понаехали!».

Но программу «Толерантность» закрывать однозначно нельзя. Повторять «Давайте жить дружно» горожанам тоже нужно».

Контр-мнение диаспоры

И все же корреспонденту «Моего района» удалось найти в Петербурге как минимум одного человека, которого всецело устраивает программа «Толерантность» в ее нынешнем виде. Это президент общественной организации «Иверия» (грузинское землячество в Петербурге) Бадри Какабадзе. По его мнению, Петербург гораздо толерантнее других российских городов. Самый же ксенофобский город, говорит Какабадзе, - Москва.

«Комитет по образованию и Дом национальностей помогают нам устраивать детей в школы. У нас также есть школа с углубленным изучением грузинского языка. У Еврейской автономии тоже есть школы. У нас есть церковь: мы молимся по-грузински. Туда ходят и наши русские друзья. В этом я вижу безусловное следствие программы «Толерантность», - перечисляет Какабадзе.

«Да, есть определенные проблемы с преступным миром. Но не на всех же (грузин – «МР») смотрят, как на зверей. У нас, у грузин, очень много интеллигентов – нам в этом смысле повезло, - добавляет президент грузинского землячества в Петербурге. – На бытовом же уровне есть небольшие проблемы разве что с правоохранительными органами. Но они бывают и у других национальностей – не только у народов Кавказа».

share
print