Истории

Улицы Петербурга страдают от несогласованной рекламы, что с этим делать

Несмотря на ограничивающий закон, рекламные баннеры и вывески в центре Петербурга по-прежнему появляются произвольно. Какие улицы нашего города больше всего пострадали от рекламного произвола и возможен ли компромисс между заказчиками, архитекторами и градозащитниками?

Вся реклама в центре Петербурга не согласована?

Дмитрий Ратников, главный редактор интернет-издания «Карповка.нет»: «Точечным методом я взял 3 здания: Невский проспект, 71 (выход из метро «Маяковская»), Загородный проспект, 11 (дом на Пяти углах с башенкой) и угол Загородного проспекта и Разъезжей улицы. Отправил письмо в Комитет по градостроительству и архитектуре. Пришел ответ, что ни одна из вывесок на этих зданиях не утверждена городскими ведомствами, то есть повешена самовольно. Раз я выбрал точечным методом, практически вся реклама в центре города не согласована. На Невском проспекте и Пяти углах висит консольная реклама – это односторонняя или двусторонняя конструкция, которая крепится к стенам домов и мачтам уличного освещения. Реклама ухудшает облик любых крупных магистралей в центре – улицы Марата, Владимирского проспекта, Загородного проспекта, Лиговского проспекта».

«Зная методы, которыми власть борется с вывесками, а именно - частным порядком с каждой вывеской, ничего оперативного в этом плане не произойдет, – продолжает Дмитрий Ратников. – Радуют начинания КГИОП на Невском и Московском проспектах, где сделан единый регламент, в котором четко прописано, как должна выглядеть и реклама, и вывески, и летние кафе. В частности, не допускаются громадные экраны, как на углу Невского проспекта и Мойки, на площади Восстания, на Владимирской площади. Они будут долго там висеть, пока аренда не кончится. Закон № 820-7 «О границах зон охраны объектов культурного наследия» напрямую запрещает фасадную рекламу. Но такая реклама присутствует, потому что договор аренды не расторгнут. Идеальный вариант – делать небольшие вывески в виде букв, а не баннеров, как это хотят применить на Невском проспекте». 
 




  • 00002__580_chit.jpg
  • 00003__580_chit.jpg
  • 00004__580_chit.jpg
  • 00005__580_chit.jpg
  • 00007__580_chit.jpg
  • 00008__580_chit.jpg

Что делать с бизнесом?
 
Наталия Введенская, искусствовед и градозащитник: «Необходимо бороться с незаконной рекламой, которая размещается на асфальте. Расставить достаточно щитов, чтобы люди могли наклеивать свои бесплатные объявления – у каждой остановки, каждого дома. Тогда люди не будут загрязнять столбы, углы домов и прочее. Ужасно, когда рекламный баннер занимает несколько этажей. Всегда хочется, чтобы вывесок было меньше, тогда видны дома и их прекрасная архитектура. Но поскольку это затрагивает интересы бизнеса, должно быть общее решение. Мне не кажется, что отсутствие вывесок – это хорошо. В мертвом городе жить неправильно. Качество рекламы и вывесок улучшится со временем, нужно регулировать бизнес, но не лишать его возможности пофантазировать, придумать интересный дизайн».
 
Регулирование не позволит городской рекламе эволюционировать до высокого уровня, считает архитектор из Германии Денис Шикалов. «В Европе больше законов, которые ограничивают размещение рекламы. В России это происходит стихийно, как и все у нас происходит стихийно и свободно, по сравнению с Западом. Там эта тема отработана столетиями, а в России рекламу начали вешать после перестройки. При этом я противник любого регулирования – со временем сообщества архитекторов, рекламистов придут к компромиссу. Главное - не мешать», – отметил архитектор. 
 
Спальные районы, интерактивная реклама, арт-объекты
 
Сергей Букин, архитектор, организатор временного пространства в «Новой Голландии»: «Неграмотно размещенная реклама узнается сразу, она выглядит как вставная челюсть у здания. Когда «растягивают» дома, как на углу Литейного проспекта и Кирочной улицы: там огромная давнишняя реклама над китайским садиком. Своим белым прямоугольником она разрубает напополам красивый брандмауэр. Огромный, нелепый, диспропорциональный баннер, который не вписывается в здание. Если реклама присутствует, она должна быть вписана в художественное оформление. На Неве рекламы мало, но в то же время ее много. Например, если встать в устье Фонтанки рядом с Летним садом и посмотреть на противоположный берег. Эти 3 рекламы абсолютно не к месту. Раньше была реклама на угловом доме в районе Петропавловки, но ее, слава богу, убрали».
 
«Нужно делать временные яркие акции: запускать не постоянную, а временную, интерактивную, динамичную рекламу, – считает Сергей Букин. – Неплохо, когда по городу ездят грузовички с рекламными баннерами, это уже шаг вперед. Можно вешать что-то на уровне человеческих глаз, не на фасадах, а в тоннелях – там рекламы, наоборот, не хватает. Хватит вешать в самых красивых местах! Все равно, что на груди города повесить свой значок. Идеальное место для рекламы – спальные районы. В системе высоток полно удачных мест. Прекрасные места для рекламы – гипермаркеты и трассы. В чистом поле можно поставить арт-объект, который будут видеть люди на пути в аэропорт». 
 
Мультимедийные фасады и видео-арт
 
Денис Марков, архитектор: «Вопрос об уличной рекламе в Петербурге нельзя рассматривать лишь в плоскости ее позитивного или негативного восприятия горожанами. Реклама в любом современном городе воспринимается как элемент экономического процесса, как элемент городской среды. В Петербурге, в особенности в исторических районах и близких к ним территориально, уличная реклама не всегда грамотного встраивается в исторический контекст архитектуры, например, некоторые рекламные конструкции просто уродуют памятники архитектуры, претендуя на доминантность своими размерами и яркой подсветкой. Уличная реклама не гармонирует со зданиями, искажает восприятие города как единой системы».
 
«Уличная реклама как вид современного искусства должна трансформироваться и использовать современные технологии для создания новых типов рекламы, – говорит Денис Марков, – Нужно значительно уменьшать количество баннеров и рекламных «будок», больше применять визуальные типы рекламы, видео-арт, мультимедийные фасады, больше размещать рекламу в интерьерах, создавать рекламную среду в торговых комплексах, а не на фасадах зданий XVIII-XIX веков. Мне кажется, реально найти оптимальное решение контекстуализации рекламы для всех: для представителей бизнеса, для архитекторов, для горожан, для экологов (ведь качество рекламы подчас также определяет и экологическую ситуацию в городе). Город – это целый организм, и если один из его элементов приносит вред, то рано или поздно, это отразится на всей его жизнедеятельности».
share
print