В российский прокат вышел фильм «Параллельные миры» (оригинальное название - «Вверх ногами»), и любителям острых визуальных ощущений он понравится: Джим Стерджесс писает на потолок, а Кирстен Данст ходит вверх тормашками, но юбка у ней при этом не задирается. Увы, на самом деле это вовсе не комедия.
Французский научно-фантастический фильм с американскими актерами, снятый в Канаде аргентинским режиссером, - международные проекты такого рода обречены на провал.
Концепция «Параллельных миров» почти гениальна, но суть ее изложена в первые же минуты, дальше можно не смотреть. Итак, имеются 2 планеты, и одна нависает над другой совсем низко, примерно в километре. Существа и предметы родом из одного мира подчиняются его физическим законам, даже попав в другой — и если парень Снизу проникнет Наверх, он будет ходить по потолку и падать в небо. Именно это и происходит: поплутовав с гравитацией, изобретательный сирота Адам (Джим Стерджесс) проникает в верхний мир, чтобы встретиться с Иден (Кирстен Данст) — подружкой детства, которая сильно ударилась головой и не помнит их романтических посиделок.
Все это рассказывает сказочный закадровый голос, а гадкий мосфильмовский дубляж превращает сказку в сладкую кашу - но русская озвучка убивала и не такие фильмы. Дальше сказочке конец: начинаются научно-фантастические подробности. Физические законы порождают социальные. В параллельных мирах царит самый настоящий апартеид, «верхние» с «нижними» контактируют лишь при крайней необходимости. Внизу голодные массы, наверху золотой миллиард. Нижний мир похож на Петербург в районе Рыбацкого или Канонерки, Верхний мир — утыканный сияющими небоскребами Монреаль. Внизу добывают нефть, смотрят трубко-лучевые телевизоры и катаются на подержанных иномарках (в кадре даже мелькнули жигули-«копейка»). Наверху — сытно едят и сидят в аккуратных офисах.
Красавица Иден работает дизайнером в Трансмире, злодейской корпорации, качающей деньги из Нижнего мира в Верхний (помесь РЖД и Газпрома). Именно туда и проникает Адам, который специально разработал гравитационный омолаживающий крем — мечту домохозяйки: один мазок — и обвисшая кожа встает на место.
Рабочее место Адама - на нулевом этаже трансмировского небоскреба-кукурузины, аккурат посередке между двумя мирами — и это самая интересная локация выдуманной вселенной. Офисная жизнь, доведенная до абсурда, безумный муравейник, где над одними офисными муравьями работаю другие, но вверх тормашками. Лучшие эпизоды — комические (например, собеседование, когда шеф сидит на полу, а соискатель — на потолке). Впрочем, большая часть потенциально выгодных сцен снята без изысков, перевернутой камерой.
Вероятно, малоизвестный аргентинский режиссер Хуан Соланас просто растерялся, получив 50 млн долларов. И решил разукрасить довольно унылую картинку спецэффектами, да покруче. Результат омерзителен. Мастерам фотошопа хорошо знаком эффект «переблюра», когда из обычной девушки пытаются делать красотку, а выходит кукла. Замыленные края кадра, смазанные очертания предметов, размытые детали, фильтры всех цветов радуги, слепящий контровый свет — весь арсенал неумехи.
Некоторый переблюр наблюдается и в актерской игре - сказать, что она смазанная, значит сильно преуменьшить блеклость массовки. Ситуацию на минуту спасает острохарактерный толстяк Тимоти Сполл в роли волшебного помощника, инженера-чудака Боба Борочовица. Но все летит в тартарары, когда появляется Кирстен Данст.
Триер превратил ее из очередной подружки Человек-паука в лучшую актрису современности - раз и навсегда. Соблазненный каннскими регалиями Кирстен Данст, Хуан Соланас пригласил ее себе на погибель. Да, она опять уничтожила целый мир — не понарошку, в роли страдающей девы из «Меланхолии», а по-настоящему. Одно движение ее брови — и хрупкая цельность «Параллельных миров» рушится. Зачем здесь эта мощная актриса с тяжелым взглядом и горько закушенной губой? Она с потрохами съедает Джима Стерджесса, которому чисто психологически годится в мамочки, хотя он старше ее на год. Данст в свои 29 - примадонна, серьезная актриса для мучительной драмы, а не для побегушек вверх тормашками. Она родом из другой эстетики. И само ее присутствие в чуждом художественном пространстве разом высвечивает все несовершенства фильма.
«Параллельные миры» попали в зазор между жанрами. Для сказки - слишком серьезно и многовато подробностей, для фэнтези - недостаточно масштабные герои и худо продуманный мир, для романтической комедии совсем не смешно, для боевика - мало стреляют и часто промахиваются... Детям скучно, взрослым сопливо, бедновато по голливудским меркам и глуповато по европейским. Вспоминается печальная история Ван Дормаля с его претенциозным «Господином Никто» (очередной международный проект), но тот фильм искрил идеями, пусть и крадеными, а у «Параллельных миров» идея одна - планеты вверх ногами.
Поэтому в памяти останутся лишь редкие моменты, когда гравитационная концепция фильма действительно хорошо обыграна. Вертикальное собеседование, летающий блинчик и лимонно-желтая струйка мочи, текущая вверх. Но ничего, кроме умиления, эти спецэффекты не вызовут: ути-пути, французы шутят.
Параллельные миры (Upside Down)
Производство: Канада, Франция
Бюджет: 50 млн долларов
Автор сценария и режиссер: Хуан Соланас
В главных ролях: Кирстен Данст, Джим Стерджесс, Тимоти Сполл и другие
СЦЕНАРИЙ: 5 из 10
АКТЕРСКИЙ СОСТАВ: 5 из 10
РЕЖИССУРА: 4 из 10
СПЕЦЭФФЕКТЫ: 3 из 10
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ: Кирстен Данст в роли Иден, больше смотреть не на что