Истории

В Петербурге дому XVIII века наставили «рога»-деревья

Надстраивать над историческими зданиями монструозные бизнес-центры – не эстетично и запрещено законом. Но что делать, если сооружение готово, и вот-вот проглотит особняк XVIII века, а люди надеются, что за строительной сетью их ждет что-нибудь в 15 раз поскромнее?! Выручают элементы декора и специфическая покраска монстра. Декор в виде деревьев из конструктора «лего». Именно это петербуржцы с конца сентября 2012 года наблюдают на набережной реки Мойки.

Дом государственного контролера на набережной Мойки, 74 построен в XVIII веке. Перестраивался дважды – в XIX веке и XXI, после сноса дворовых построек. Тогда за реконструкцию взялась компания «Адамант». Трехэтажный особняк эпохи классицизма, примыкающий к Комитету по строительству, в двух шагах от прокуратуры и Законодательного собрания Петербурга, мог прирасти дворовыми флигелями в два раза выше, чем он сам. Подобные архитектурные изыски запрещены законом «О Генеральном плане и границах зон охраны объектов культурного наследия», поэтому в декабре 2011 года «Адамант» заявил, что в проект внесены коррективы: верхняя планка сооружения снизилась до 24 метров, уменьшено число стеклянных элементов фасада. При этом Смольный разрешил изменить габариты крыши объекта культурного наследия.

  • _DSC1409.JPG

    Фото: Сергей Ермохин

  • _DSC1410.JPG

    Фото: Сергей Ермохин

  • _DSC1415.JPG

    Фото: Сергей Ермохин

  • _DSC1422.JPG

    Фото: Сергей Ермохин

  • _DSC1426.JPG

    Фото: Сергей Ермохин

  • _DSC1432.JPG

    Фото: Сергей Ермохин

  • 6346694195_b1ded12d83_z.jpg

    Фото: «Адамант»

  • moyka74proekt2podpisi.jpg

    Фото: ВООПиК



На время реконструкции Дом государственного контролера завесили плотным баннером. Каким он предстанет после реконструкции – оставалось интригой до сентября 2012 года. Наконец, баннер сняли. Петербуржцев удивил даже не флигель бизнес-центра, который видно с Исаакиевской площади и противоположной набережной Мойки, а элементы декора на крыше дома. Участница сообщества «Живой город» в «Живом журнале» описала их так: «Возможно, преступление против градостроительных законов не заметили благодаря изобретательности строителей: они замаскировали дворовой флигель густой свежей зеленью деревьев, растущих будто бы во дворе. Скептикам, которые скажут, что зимой этот прием не сработает, ответим: инновационность изобретения в том, что деревья искусственные, и они будут так же зеленеть в самую лютую зимнюю стужу».

«Мой район» не сразу поверил, что Дому государственного контролера наставили искусственные «рога». Конструкции скрывают бежевую стену, замаскированную под брандмауэр (см. фото выше). Пластмассовые листья вносят в депрессивную петербургскую осень частичку лета – их прикрепили не сразу же, когда объявили о завершении реконструкции, а несколько дней спустя. В ноябре их можно перекрасить в желтый цвет, а под Новый год – украсить гирляндами для создания новогоднего настроения у работников прокуратуры и депутатов. Правда, новые архитектурные элементы могут быть не связаны с заботой о петербуржцах.

«С помощью искусственных деревьев «Адамант» попытался скрыть нарушение высотности сооружения во дворе дома, – считает главный редактор портала «Карповка» Дмитрий Ратников. – В феврале строительная компания в ответе на мой запрос написала, что высота здания будет скорректирована. Этого не произошло, зато стену покрасили, чтобы она сливалась с небом, и попытались замаскировать деревьями. Это очень забавно, потому что никак их не спасает. Сооружение все равно видно». Как рассказал Дмитрий Ратников, обычный способ замаскировать внутридворовые постройки – это псевдо-печные трубы. «Адамант» же пошел по пути «Стокманна» (Невский проспект, 114), который собирался «озеленить» свою градостроительную ошибку – купол на уровне четвертого этажа.

«Даже не верится, что перед нами попытка скрыть какие-то конструкции, настолько это смотрится смешно и очевидно, – говорит координатор архитектурного фестиваля «Артерия» Илья Филимонов. – Дело в том, что крыша переднего здания стала мертвой и неправдоподобной, когда целый ряд труб и вытяжек сгруппировали вдоль конька (верхняя часть крыши). На исторической фотографии видно: трубы располагались в разных местах. Сейчас крыша мертвая и нереалистичная, а деревья, очевидно, не только не скрывают следующее здание, но и привлекают к себе внимание. Деревья не могут имитировать то, что растет во дворе – настолько они маленькие и нереалистичные».

share
print