Истории

Кладбища для богатых в Петербурге - за и против

В России собираются открывать частные кладбища. Соответствующие поправки в «похоронный» закон внесла Федеральная антимонопольная служба. Эксперты говорят, что ничего нового в законе не сказано, так как за дополнительные деньги гражданам будут предлагать то, что они и сейчас могут иметь. Только теперь все будет легально, без вымогательства. Закон вступит в силу только года через два, а пока «Мой район» решил выяснить, какие ритуальные услуги и за какие деньги уже сейчас доступны населению.

В фильме Никиты Михалкова «12» про выбор места на кладбищах рассказывали страшные вещи. Родственникам, которые уже приехали на кладбище с гробом и венками, предлагали могилу, залитую водой. Разумеется, топить гроб в луже никто не хотел. Тогда администрация с трудом отыскивала другую подходящую могилу, якобы последнюю, зарезервированную для кого-то другого, и уступала ее – разумеется, за большое вознаграждение. Через полчаса со дна первой могилы вынимали полиэтилен и она чудесным образом высыхала.

VIP-кладбища

Предполагается, что после вступления в силу нового закона можно будет арендовать под «склеп» большой участок земли, а не стандартный (как сейчас), куда невозможно воткнуть даже столик со скамеечкой. А еще – что кладбищенские сотрудники будут убирать дорожки, участки, может быть, даже подкрашивать памятники, без всяких напоминаний, просто потому, что родственники покойного ежегодно платят им энную сумму.

Между тем, всего две недели назад ФАС внесла очередные коррективы в закон о погребении, запретив гражданам самим выбирать места на кладбищах. Кстати, выделять места в порядке живой очереди будет не кладбищенская администрация (которая и так это делает для всех, кто не был готов заплатить), а органы местного самоуправления. Для чиновников наказание за взятку куда более суровое, чем для работников обслуживающей компании.

Позже ФАС дала разъяснения: новых кладбищ в городах не появится, просто на имеющихся погостах править бал будут арендаторы, которые получат эту землю на 49 лет, и смогут сами, установив четкий прайс, выделять людям земли под могилы. Появятся специальные дорогие участки – широкие или у самой дорожки. В общем, черные схемы будут легализованы. Хочешь могилу по фэн-шую – плати и выбирай. Хочешь большой участок – пожалуйста.

Прайс-лист

Заметим, что простые похороны по самому скромному разряду обходятся в Петербурге тысяч в 50 рублей, хотя официальный прайс – всего около 8 тысяч. Хорошие – в 80. Чтобы заполучить приличный участок на Южном кладбище, придется заплатить 300 тысяч рублей, а про разные городские кладбища типа Смоленского можно сразу забыть. Там хоронят либо по родственному захоронению, либо особо заслуженных лиц, которые определяются по ходатайству городской администрации или по решению директора кладбища. Так нам пояснили в дирекции. Так что покойникам без протекции доступны только два кладбища: Южное и Ковалевское. И все областные.

Сведущие люди говорят, что частные кладбища в наших краях давным-давно появились – это, в частности, Кузьмоловское. Его директор Марат Багаутдинов рассказал, что действительно хоронил на погосте петербуржцев по коммерческим расценкам. 70% «клиентов» были из Петербурга и находили свой покой за 50 тысяч рублей. Зато остальные были кузьмоловцами, и их хоронили за 6 тысяч – точно по прейскуранту.

- А то знаете, как бывает, - говорит директор, – официальный прайс 8 тысяч. Клиент платит. Ему говорят: плюс доплаты. Подсыпка – 20 тысяч, сам песок – 5 тысяч, цветочная грядка – 10 тысяч… На коммерческих кладбищах так не будет – там весь прайс целиком будет представлен на обозрение.

Кроме того, глава кузьмоловского кладбища рассказал, что ему пришла в голову идея: выделить особо привилегированный участок, на котором можно устанавливать памятники различной высоты. Сделано это было не для того, чтоб угодить богатым, а чтобы не расстраивать бедных, которым не нравилось, что рядом с могилой их родственника вдруг появлялась огромная плита. Средний размер кладбищенского памятника – от 80 до 120 см. На «особом участке» - два метра и больше. Вот только спросом он все равно не пользовался.

Стоит отметить, что коммерческие идеи Багаутдинова все-таки обернулись скандалом: летом на кладбище закончились места, в том числе для кузьмоловцев. Умерших жителей поселка приходится увозить в другие села, что их родственникам, конечно, не нравится. Дирекция кладбища надеется присоединить к своей земле часть территории военного лесхоза. Если это произойдет, местные жители наверняка будут добиваться введения квот. Квоты же наверняка будут присутствовать в новом законе, когда начнется его разработка.

Богатые и бедные

Редактор журнала «Реквием» Александр Сазонов рассказал, что лично наблюдал в Мариуполе частно-государственное кладбище, разделенное ровно пополам. На государственной половине были грязные дорожки, тропинки и могилы заросли бурьяном, по воздуху летал мусор. На платной части все было наоборот. Так что никакого вреда от нового закона он не видит – лишь бы все было четко прописано, сколько и за что платить.

«Сам я придерживаюсь мнения, что лучшими хозяевами для кладбищ были бы церкви – как до 1917 года. Свои кладбища были у всех конфессий, - отметил Сазонов, - но сейчас это, конечно, невозможно: и церковь уже не та, и похороны превратились в бизнес, очень жесткий, так что священники, думаю, побоятся в него входить. Я помню, что было в 90-е. Сейчас поспокойней, но все равно священников убивают, а при расследовании выясняется, что, скорее всего, из-за кладбищенских дел. Так что пускай у нас всем займутся частники, и все, что нужно, будет легализовано». 

share
print