Истории

15 суток за облегчение: настоящее и будущее тех, кто использует подъезд как клозет

Государственная дума с подачи вологодских законодателей рассмотрит поправки в Кодекс об административных правонарушениях, в которых предлагается строго наказывать использование подъездов и лифтов в качестве туалета. Едва ли у полицейских хватит сил проконтролировать каждого, кто позволяет себе такое хулиганство. Проблема не в нехватке общественных туалетов, и не в слабости наказания.

Законодатели предлагают приравнять «отправление естественных надобностей в подъездах жилых домов и иных не отведенных для этого общественных местах» к мелкому хулиганству. Лицам, которые справляют нужду на улицах, в парках, во дворах и подъездах, грозит штраф от 500 до 1000 рублей, особо отъявленным – заключение на 15 суток в спецприемнике с бесплатным туалетом. Формулировка про «естественные надобности» исчезла из права вместе с КоАП РСФСР. До 2007 года гадить в подъездах означало совершать «иные действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан». В действующей редакции закона и этой нормы нет. В России действует формальная свобода на то, чтобы использовать общественные места как клозеты.

Чтобы арестовать нарушителя на 15 суток, нужно решение суда. Мало кому захочется выступать пострадавшим по делу об «отправлении естественных надобностей». Кроме того, нарушитель имеет право на защитника (аналог адвоката в производстве по административным делам), который может потребовать экспертизу найденных улик. Единственное, что позволяет четко выявить нарушителя, – это камеры, установленные в подъездах. В Петербурге системами видеонаблюдения оборудованы 2-3 тысячи подъездов. Все это заставляет сомневаться в работоспособности законопроекта.

Тем не менее, полицейские регулярно сталкиваются с жалобами на «ходоков» и вынуждены на них реагировать. Как? «Мой район» прошерстил форум сотрудников МВД, где они делятся правоприменительной практикой. Чаще всего протокол на нарушителя составляется так, словно он намусорил. Но попадаются и экзотические ситуации:

«А как такой материал списать в дело? В любом случае статья КоАП субъекта РФ, где все произошло. Решение принимает местный административный орган. У нас было принято именно такое решение по материалу – составить на писающего мальчика протокол (на его родителей, поскольку он н/с), и либо в административную комиссию, либо в Комиссию по делам несовершеннолетних».

«Если нарушитель несовершеннолетний, можно 5.35 попробовать (неисполнение родителями обязанностей по содержанию и воспитанию ребенка). А если человек взрослый? Скоро я в глазок посмотрю, а там толпа алкашей нужду на дверь справляют, аж глаза закатили. Я только «кыш» могу сказать. Сам дверь отмывать должен?»

«Общественный порядок – сложившаяся в обществе система отношений между людьми, правил взаимного поведения и общежития. К с****му подонку применима часть 1 статьи 20.1 КоАП РФ ввиду того, что он, невзирая на общепризнанные принципы морали и нравственности, целенаправленно в отместку соседке об***ал ей дверь, чем совершил умышленные действия, нарушающие общественный порядок».

«На младших курсах универа выпили с другом по паре пива и поехали к себе в район, ему отлить приспичило, а 5 рублей на общественный туалет тратить было жалко. В итоге он пошел делать свое дело в подъезд. А я с другой стороны его прикрывал. Выходим – ППС навстречу, проверили у нас документы, пожурили его: как не стыдно студенту-юристу, можно сказать, будущему коллеге, нарушать КоАП. Меня попросили подождать у пикета (я очень этому удивился, думал, на меня для отчётности тоже протокол составят), а с ним провели воспитательную беседу на две  минуты и отпустили с миром. Протокол не составили».

«В спецприемниках нет места! Бомжам, которые хотят погреться, нужно напиться и что-нибудь разбить. Нет иного повода забирать их с улицы. Вот они и идут в подъезды. Прошлой зимой я троих спас на 15 суток от холода. Больше не поместилось».

***
Депутат Законодательного собрания Петербурга 3-4 созывов Елена Бабич в 2010 году предлагала ввести «кодекс петербуржца». Один из обязательных пунктов для исполнения – не использовать подъезды в качестве туалетов. Специально для «Моего района» она поделилась рецептом – как изжить проблему в рамках одного подъезда в спальном районе:

«По интернету гуляет картинка: человек в жилете «чистый город» «пускает струю» на набережной Петербурга. Сейчас практически у всех фотоаппараты в мобильниках. Фотографируйте таких людей. Их нужно высмеивать!

Я живу в районе метро «Ломоносовская». Еще несколько лет назад в подъезд было страшно заходить: все было в баночках для окурков, валялись шприцы, стены расписаны, на потолке прилипшие спички. Одним словом, притон. В «колясочной» те, кто приходили покурить и уколоться, устроили общественный туалет. Мы начали с того, что поговорили с соседями. Все сказали, что хотят жить хорошо и чисто, нужно лишь сделать первый шаг. Мы закрыли дверь на домофон, сделали ремонт в подъезде, застеклили окна, повесили почтовые ящики. Соседи и их гости больше не воспринимают подъезд как место, где все позволено. 

Я знаю подъезды, где стоят книжные полки и вазы с цветами. Причем в спальном районе, метро «Дыбенко».  Представьте, человек заходит в подъезд и видит книжную полку. Он просто испугается справлять здесь нужду».

По санитарным правилам от 1972 года, на каждые 500 горожан должно приходиться одно «очко». В Петербурге норма выполнена примерно на четверть. «Водоканал» эксплуатирует 129 стационарных общественных туалетов, 74 модульных, 20 передвижных санитарно-гигиенических комплексов на базе автомобильных шасси, 37 модульных туалетов с накопительными емкостями, 403 передвижные кабины и 35 туалетов типа «писсуар». Но острой нехватки кабинок за 25 рублей не наблюдается. К тому же спасают кафе с бесплатными туалетами, которые разрешено использовать людям с улицы.

Проблема с «отправлением естественных надобностей» в подъездах вряд ли носит бюрократический характер. Она связана с воспитанием. В XXI веке некоторые категории граждан не знают, что использовать подъезд в качестве туалета безнравственно и не совсем законно.

share
print