Истории

Изобретения для автомобилистов: стоят - много, пользы - мало

На днях в Петербурге испытывали совместную российско-финскую разработку мобильного Wi-Fi. Он должен подменить в машинах одну довольно дорогую опцию – collision prevention (предотвращение столкновений) и делать много других полезных вещей. Это еще одно полезное изобретение в череде всевозможных околоавтомобильных технологий, которое, скорее всего, никогда не внедрят. До этого были алколазеры и наркотестеры. «Мой район» выяснял, почему технические новинки, направленные на безопасность, внедряются через пень-колоду, хотя деньги на разработки тратятся большие.

Самая нашумевшая новинка последних лет – алколазер, который разрабатывали в Северной столице начиная с 2009-го, но презентовали только в конце этого года. Научно-исследовательские изыскания по созданию прибора, способного улавливать содержание алкоголя в закрытом движущемся автомобиле, обошлись государству в 24,6 млн рублей. Стационарный лазерный пункт теоретически должен стоить полмиллиона, мобильный – миллион. Россиянам изобретение должно было понравиться: во-первых, пьяный за рулем – потенциальный преступник. Во-вторых, алколазер невозможно обмануть и подкупить. Но исследования показали, что прибор точен лишь в 60% случаев: обмануть его несложно - открой окошко в авто и езжай себе в каком угодно состоянии. Разговоры о том, что алколазер под названием «Бутон» вот-вот начнет поступать на вооружение петербургских и казанских стражей порядка, побурлили и затихли.

На втором месте – наркотестеры, в необходимости которых и вовсе никто не усомнится. Информация о том, что ими вот-вот снабдят инспекторов, несущих службу, причем в поле, а не только на стационарных постах, циркулировала года так с 2008-го. «Наркотестеры одобрены и запущены», «наркотестеры опробованы и поставляются», наркотестеры… в глаза не видел никто из водителей. Этот тестер также является отечественной разработкой: прибор (по идее) ищет содержание наркотиков в слюне. Правда, исследований плевка обычно бывает недостаточно, и подозреваемого в употреблении после поимки везут в медкабинет, где исследуют мочу и проверяют общее состояние организма.

В общем, небезгрешных водителей попугали и все. Посмотрим, что будет дальше.

«Все это в разных вариантах отмыв денег, - говорит автомобильный эксперт Дмитрий Попов. - Правда, должен заметить, что некоторые из этих приборов рождены на основе научных разработок, и спешка с их реализацией есть желание отбить быстро без проработок и детализации деньги, затраченные на разработку. Все это является следствием того, что многие вопросы безопасности решаются по рыночным законам, что недопустимо в принципе. Кроме того, некоторые из разработок нелепы просто потому, что их авторы далеки как от проблем дорожного движения, так и от многих аспектов продвижения технических решений в дело. Например, алколазеры - дистанционные газоанализаторы на основе когерентных технологий - просто не учли условия задачи: пьян ли водитель, пассажир, или просто есть пары жидкости в бачке омывателя. Вот и получается, что эффективность - на уровне проверки ручным методом. Плюс желание создать систему тотального технического контроля говорит о том, что власть не в состоянии добиться неотвратимости наказания путем простого выполнения своих обязанностей людьми, которые поставлены на соответствующие должности».

А вот активисту Федерации автомобилистов России Дмитрию Шпейтельшпахеру почти все разработки понравились. В первую очередь – те, что регулируют движение на дорогах, то есть всевозможные автоматизированные системы управления дорожным движением. Во вторую - те же алколазеры: просто, говорит эксперт, они оказываются неэффективны для водителей высоких машин – внедорожников, «газелей», а также в тех случаях, когда водители выпили алкоголя аккурат на некогда разрешенную дозу – 0,3 промилле в крови и 0,15 в легких. «Всякий раз, когда у нас что-то внедряется, есть недовольные, а потом, когда распробуют, всем нравится», - сказал Шпейтельшпахер.

Все это – карательные новинки. Полезная российско-финская система мобильного Wi-Fi, представленная 12 декабря в Петербурге, выгодно отличается от них. Другое дело, что закупку, например, «Бутонов», сделали бы, не спросив у населения - причем за его, населения, счет. А вот беспроводную связь в машину придется ставить добровольно. Вопрос: многие ли на это согласятся? Да, она подменяет спутниковую систему слежения. Устройство, установленное в машину, стоит 25 тысяч рублей, значит, половину уже можно отбить, сэкономив на противоугонке, так как Wi-Fi-модуль сможет сообщить, где машина находится. Конечно, не прямо сейчас, а когда таких модулей будет так много, что полиция начнет активно пользоваться составляемой ими картой.

Wi-Fi в автомобилях  - это еще и навигация. Одним словом, она должна заменить во всем спутниковую систему – GPS или ГЛОНАСС. «В петербургском ИТМО, в университете Тампере в Финляндии и в Мичиганском университете сейчас бьются над проблемой: как убрать из автомобилей спутники, чтобы от них не зависеть. Ответа пока не нашли, - рассказал автор разработки Константин Хайт. – Вот мы тоже попробовали, и наша система FlexRoad, которая объединяет несколько типов беспроводного интернета, может подменять какие-то функции, но для этого нужно, чтобы она была установлена на все автомобили в регионе».

«Количество автомобилей растет с каждым годом, аварийность почти не снижается, а наши приборы помогут разгрузить улицы от пробок, возьмут на себя часть управления, так что вождение будет порождать гораздо меньше стрессов и вообще станет безопасным. Нужно только, чтобы нашу систему признали и начали активно внедрять», - добавляют в ИТМО.

Понятно, что добровольно на это горожане не пойдут. Устанавливать же эти модули в приказном порядке, как то случилось с ГЛОНАССом, у нас вряд ли будут, боясь обвинений в недобросовестной конкуренции.

Между тем, с помощью автомобильного Wi-Fi можно предотвращать столкновения автомобилей, как это делают радары. Предположим, машина едет по трассе и водитель начинает засыпать. Расстояние между его машиной и другими стремительно сокращается. Одна Wi-Fi-точка из машины водителя-сони соединится с другой такой же в машине потенциальной жертвы. Сигнал – расстояние сокращается – опасно – водитель не тормозит, хотя уже пора, - бииип! Водитель просыпается - как раз вовремя, чтобы нажать на тормоз или вывернуть руль. Ну чем это хуже оптического или ультразвукового локатора стоимостью три тысячи евро в бампере навороченной машины? Пожалуй, только тем, что радару-локатору не нужно, чтобы в соседней машине стоял такой же радар.

Чиновникам же такая штука может понравиться другой своей функцией: возможностью переключать светофоры. Конечно, не для всех, а только для тех, у кого есть для этого полномочия. Приятно, наверное, не зависеть от инспекторов ГИБДД, а самим обеспечивать себе зеленую улицу. Тогда все «синие ведерки» могут идти лесом: сфотографировать «членовоз», летящий на красный свет, им уже не удастся.

Резюме. В любой европейской стране, где применяют дедовские способы для определения опьянения - позу Ромберга и хождение по черте - попытки навести порядок на дороге с помощью лазера высмеяли бы, как высмеивали Матвиенко с «сосулями». В России, где все помнят фильтры Петрика, автомобильные новинки - полезные и бесполезные - это безобидная трата сравнительно небольших средств ради благих целей. В конце концов, автомобилисты - не дети, и на них можно испытывать что угодно без вреда для здоровья.

share
print