Истории

Финансисты

Дети продавали свои игрушки и познавали ценность денег


Коробейник. Семилетний Артем Петренко (справа) вместе с мамой сделал лоток для своего товара. Ему очень нравится процесс купли-продажи, говорит мама Екатерина Петренко. Фото Ивана АФАНАСЬЕВА

«Пусть [сын] почувствует, что это такое — хотя бы копейку заработать. Потратить просто, а получить уже сложнее», — говорит Андрей Федин, папа 8‑летнего Юры.

Андрей 24 марта привел своего сына на распродажу для детей, которая проходила в книжном магазине «Гиперион».  Там ребята продавали свои игрушки, в которые уже не играют. Именно так и формируется понятие денег как эквивалента своему труду и товарам, считает психолог Алена Август.

ЧАСТЬ ЖИЗНИ. Начиная с трех лет надо рассказывать ребенку, что такое деньги. «Стоит объяснить, что они — часть нашей жизни. Они не должны быть главной темой, но и не замечать их — это глупо», — советует психолог Мария Разбаш.

Во время совместного похода в магазин стоит рассказать ребенку, что можно приобрести за ту или иную сумму, объяснить, что такое «не хватает денег».

ИГРА. Распродажа для детей — это игра в реальную жизнь, в настоящий магазин, говорит Айдина Мураталиева. Она привела на акцию сына Эльдара и дочь Алису. Накануне продаж дети сами отобрали игрушки, с которыми готовы расстаться, и установили цену. «Организаторы [акции] сразу предупредили, что это возможность не заработать, а почувствовать себя в новой роли. Поэтому, когда дети устанавливали слишком высокую цену, я им деликатно советовала снизить ее».   

 Выстраивание финансовых взаимодействий помогает наладить отношения с ребенком, уверена психолог Ирина Корчагина: «Отдавая ему самостоятельность в денежных вопросах, вы помогаете ему повзрослеть, стать самостоятельным и зрелым».

ДОХОД. За первый час распродажи 8‑летний Юра Федин заработал 140 рублей, чему очень радовался. За участие в этом мероприятии каждый участник (вернее, его родители) заплатили по 50 рублей. «Место уже окупили. А куда заработанные деньги потратит, еще не договаривались», — замечает Федин-старший.


Финансовая шпаргалка родителям

  • КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ. Их стоит выдавать ребенку с того момента, как он пошел в школу. Учащимся младших классов лучше давать деньги два раза в неделю, а старшеклассникам — один раз в неделю. Это научит ребенка правильно распоряжаться выделенной суммой и контролировать расходы. Карманные деньги надлежит выплачивать в определенный срок, как заработную плату, и только фиксированную сумму.
  • РАЗОВЫЕ ВЫПЛАТЫ. Единовременно давать деньги за хорошие оценки, подметенный пол, собранные собственные вещи и прочие домашние обязанности, не стоит. Дети могут привыкнуть и перестанут делать что‑то без оплаты.
  • ОТПУСК. На время отпуска стоит выдавать ребенку фиксированную сумму, которой он сможет распоряжаться по своему усмотрению. Но если он истратит деньги раньше времени, то дополнительных средств не давать. Это должно помочь ребенку самому определять ценность денег.
  • ОБСУЖДЕНИЯ. Начиная с 6‑7 лет надо планировать с ребенком крупные покупки. Предлагать ему участвовать в выборе нужной вещи и ее цены. Ребенок должен понимать, что пылесос, например, не просто так появляется в доме. Он — нужная вещь, покупка которой планировалась.

Источники: психологи Мария Разбаш и Ирина Корчагина

share
print