Истории

Жизнь шаговой доступности

Работа рядом с домом — в Москве это почти фантастика

Найти достойную высокооплачиваемую работу рядом с домом практически невозможно, если вы не обитатель центральной части Москвы. Поэтому среднестатистическому москвичу приходится выкидывать из жизни несколько лет, которые он тратит исключительно на дорогу от дома до офиса.

В столице пора делать окраины самодостаточными, считает Денис Визгалов из фонда «Институт экономики города». Москва не будет менять своего курса развития, говорит Олег Баевский из НИИ Генплана.

Житель центра. Константин Филиппов, работник рекрутинговой компании, живет в доме на набережной, а офис его фирмы расположен в 300 метрах от его подъезда. «Мне просто повезло: когда мы искали новый офис, подвернулся вариант на Берсеневской набережной», — рассказывает он. Но и до этого Константин работал в тридцати минутах ходьбы от дома — на Арбате.

«В принципе, я вообще могу не покидать свой район, здесь есть все: ресторан, супермаркет, кинотеатр, Сбербанк», — добавляет он.
Обитатель окраины. Чтобы добраться до работы, Сергей Виноградов, сотрудник консалтинговой компании, тратит около полутора часов.

От своего дома на проспекте Вернадского он минут 10–15 идет до метро, затем час в подземке и еще десять минут до офиса в районе Пушкинской.

«Но, самое неприятное, чтобы сходить в кинотеатр или ресторан, мне все равно надо тратить не меньше часа только в один конец», — рассказывает Сергей.

По его словам, из-за того, что он тратит в день до трех часов только на дорогу, у него практически не остается времени на занятия спортом или дополнительное образование.

Выбор. Преимущество крупнейшего города, такого как Москва, в том, что он предоставляет выбор работы, развлечений
и всего остального, говорит Олег Баевский из НИИ Генплана.Найти работу рядом с домом могут, как правило, только люди, занятые в малом бизнесе и сфере услуг, говорит Ольга Бруковская из группы компаний HeadHunter. Работники редких специальностей или высокой квалификации, по ее мнению, привязаны к центру.

Как строят. При проектировании районов учитываются соответствующие градостроительные нормативы. Они разные для жилых районов и общественных зон — в основном в центральной части. Например, в жилых районах должны быть построены школы, продовольственные магазины, бытовые предприятия. Обязательное наличие там офисов нормативами не предусмотрено вообще.

При этом в городе очень слабая дорожная связанность районов, говорит Михаил Блинкин, эксперт в области дорожного строительства.

Из-за большого количества железнодорожных полотен, рек и других преград в городе появляются транспортные изоляты — отрезанные территории.

В основном они находятся на периферии, и оттуда сложно попасть не только в соседний район, но и в центр, считает Михаил Блинкин.

Новый город. Москве надо сформировать свою градостроительную политику, считает Денис Визгалов. Хорошо бы в дальнейшем пространственном развитии мегаполиса взять на вооружение принцип нового урбанизма. Главный девиз — пять минут ходьбы. Город устраивается таким образом, что районы напоминают маленькие города, то есть человек при желании вообще не покидает их пределов, а получает все, что необходимо, начиная от работы и заканчивая развлечениями в пределах одного района. Полностью перестроить Москву под эту концепцию уже не получится, но желательно, чтобы районы типа Бутово или Митино из «спальников» становились самодостаточными, говорит Визгалов.

«Идея максимально компактного проживания — это идея слободы, ей 100 лет в обед», — говорит Олег Баевский из НИИ Генплана. Для оптимизации передвижения гораздо лучше концентрировать все места работы и развлечений в срединной зоне, тогда они приближаются и к тем, кто живет на периферии, отмечает он. Москва будет следовать именно этому принципу, добавляет Олег Баевский.
share
print