Истории

Прохода нет

Автомобили и торговцы вытесняют людей из пешеходных зон

До недавнего времени главное преимущество пешехода перед автомобилистом было в том, что первому не приходилось стоять в пробках. Теперь условия уравнялись — людские заторы образуются в пешеходных переходах, у входов в метро, на узких тротуарах, занятых припаркованными автомобилями.

Давка. Каждый день Борис Чернышев, режиссер московского театра «Отражение», застревает в людской пробке в подземном переходе, ведущем к станции метро «Выхино».

Выхинский транспортный узел уже давно признан одним из самых проблемных в Москве, и пару лет назад даже началась его реконструкция, но люди улучшений пока не заметили. «Ничего не изменилось, каждый день приходится пробираться сквозь толпу, один раз 20 минут простоял в переходе, прежде чем в метро попасть, — рассказывает Борис. — При проектировании перехода не было учтено развитие района. Когда мы въехали в 85-м году, здесь была полудеревня, а сейчас почти мегаполис».

Давку, по словам Чернышева, усугубляют нелегальные торговцы. «Бабки трясут колготками в лицо, женщины примеряют лифчики прямо в переходе, не стесняясь прохожих».

Загруженность Выхинского пересадочного узла сегодня на 86 процентов — почти в два раза — выше запланированной, сообщил Владимир Недайхлиб, замглавы управы Вешняки.

Истоки тесноты. «Причины пешеходных заторов вполне стереотипны, — говорит Михаил Блинкин, специалист в области транспорта и дорожного хозяйства. По его словам, если переход на «Выхино» просто не был рассчитан на такой поток пассажиров, то в давках у станций «Щелковская», «Новокузнецкая» и многих других проектировщики и строители не виноваты.

В последние 15–20 лет пешеходное пространство здесь активно поглощалось объектами торговли, сервиса и «культурного досуга». «Один из самых наглядных примеров — игровой клуб близ станции метро «Добрынинская», отнявший у пешеходов почти всю ширину когда-то просторного тротуара», — говорит Блинкин.


Тротуары

На сегодняшний день более 90 процентов улично-дорожной сети Центрального округа исчерпало свою пропускную способность.

Дефицит парковок в центре составляет 60 тысяч машино-мест.
Источник: Департамент транспорта и связи Москвы.

Переходы
По данным департамента транспорта и связи Москвы, городу требуется около тысячи подземных пешеходных переходов, пока он обеспечен ими на 25–30 процентов.

На многих центральных улицах, по словам Михаила Блинкина, пешеходное пространство скукожилось благодаря активному офисному строительству. Поэтому автомобили стоят на тротуарах Маросейки или Цветного бульвара двумя, а то и всеми четырьмя колесами, а пешеходы вынуждены выходить на проезжую часть, чтобы разойтись со встречным потоком людей.

На плотность потока влияют даже такие факторы, как наличие в переходе попрошайки или уличного музыканта. «Они забирают довольно много пространства, так как вокруг них также скапливаются люди», — говорит Сергей Мишин, специалист «Мосинжпроекта».

Семь нянек. Службы или ведомства, призванного разводить людские потоки, в столице нет, сообщил Юрий Коротков, главный инженер НИИ Генплана Москвы.

Ситуацию с заставленными автомобилями тротуарами должно регулировать ГИБДД, несанкционированная торговля —
пресекаться милицией, а вопросы расширения подземных переходов — дело управы или префектуры. Что касается легальной торговли в переходах, то она, по мнению специалиста, не мешает движению пешеходов, если организована в соответствии с нормативами НИИ Генплана.

Меры. Сейчас наблюдаются две тенденции, которые могли бы уменьшить людские заторы, говорит Михаил Блинкин. Первая — это оборудование остановок и наземных переходов защитными сооружениями, которые не позволяют парковать на них машины.

Вторая положительная тенденция — снос торговых палаток и стихийных рынков. Проблема в том, что на их месте делают не паркинги или новые пересадочные терминалы, а капитальные торгово-досуговые комплексы. «Это все равно что тушить пожар бензином», — считает Блинкин.


Чтобы пешеходам было удобно…

Ширина прохожей части подземного пешеходного перехода должна составлять не менее четырех метров.
Если в часы пик пропускная способность перехода превышается на 20 процентов, следует устраивать часовые технологические перерывы в работе установленных там киосков либо прекращать на это время их работу.
Торговые точки в переходах не должны занимать пространство вне своих габаритов: выставлять товары, стенды и рекламные щиты наружу, а также держать раскрытыми двери и использовать их для выкладки товаров.

share
print