Истории

Больше не катет

Литературе и геометрии в школах Москвы учат меньше - этих предметов все равно нет в ЕГЭ

В московских школах уроки геометрии все чаще заменяют алгеброй, а литературу — русским языком, заявила Ольга Ларионова, руководитель столичного департамента образования.

Это делается, чтобы ученики смогли лучше подготовиться к Единому госэкзамену. Но без изучения литературы школьники не смогут стать полноценной личностью, считает Марина Бейлина, директор школы №613.

Учителя. Теоретически учебный план не позволяет давать ученикам меньше положенного минимума, рассказывает Михаил Шнейдер, директор школы-гимназии №45. Но при этом русский и литература в учебном плане проходят как единая образовательная область. А внутри такой области школа сама может перераспределять часы.

Все зависит от учителя, уверена Альфия Попова, преподаватель русского и литературы 613-й школы: одни хотят поднатаскать детей к ЕГЭ, а другие хотят, чтобы дети гармонично развивались.

Что теряем. Сокращение уроков литературы аукнется в развитии всего государства, уверена Попова. Уже сейчас количества часов, отведенных на литературу в старших классах, хватает лишь на русскую классику и произведения советского периода.  «Зарубежка остается за бортом, современная литература — за бортом».

Также вредно для развития урезание уроков геометрии, считает Елена Суслова, учитель математики из той же 613-й школы.
Геометрия развивает пространственное мышление, без геометрии нельзя заниматься дизайном ландшафта, интерьера — востребованным сейчас ремеслом, объясняет она.

Гонка. Введение ЕГЭ, по мнению Якова Турбовского, председателя Совета директоров общеобразовательных школ, привело к тому, что школы вынуждены вести себя как на пожаре.

«Никто не обсуждает, чему надо учить детей, каким образом совершенствовать систему образования,— говорит эксперт. — Если ЕГЭ показал, что с математикой плохо, бросаем все силы на математику. Плохо с русским — вводим один час в неделю в старших классах. И не важно, что этот час — как мертвому припарки. У этого взять, тому отдать, втиснуть туда — вот и весь сегодняшний образовательный процесс».

Не соит гнаться за стопроцентным результатом, натаскивая всех учеников на отличную сдачу ЕГЭ, соглашается Александр Адамский, ректор Института образовательной политики «Эврика». Примерно четверть учеников сложные предметы не усваивает, считает он. «Так было всегда». Увеличение количества часов  здесь не поможет.

Программа в старших классах (минимум)

Русский язык — два урока в неделю (в прошлом году был один)
Литература — три-четыре урока в неделю
Алгебра — три урока в неделю
Геометрия — два урока в неделю

share
print