Истории

Маленькая табачная хитрость

Владельцы ресторанов и кафе сумели обойти новые правила продажи сигарет

Анна Лемихова, заказав пачку сигарет «Парламент» в ресторане кинотеатра «5 звезд», удивилась, когда в счете увидела цену — 100 рублей. При этом на пачке указана максимальная цена при продаже — 45 рублей.

С апреля 2007 года производители и импортеры сигарет должны писать на пачках максимальную розничную цену, выше которой продавать сигареты нельзя. Это касается и заведений общепита: баров, ресторанов, кафе. Однако владельцы многих ресторанов пошли на хитрость: они продают не сигареты, а «курительные наборы». Отдельно пачку купить нельзя.

С огоньком «Не заглядывая в меню, я заказала сигареты, которые в ларьке стоят 45 рублей, — рассказывает Анна Лемихова. — Мне ничего не сказали про курительный набор перед заказом, а потом, собственно, принесли сигареты с зажигалкой. Я сначала удивилась, что они так расщедрились, а потом выяснилось, что банкет за мой счет».

Такие курительные наборы — любая пачка сигарет плюс спички или зажигалка — стоят от 100 рублей.

Например, в ресторане «Пивная 01» курительный набор стоит 110 рублей. В него входят любая пачка сигарет и коробок спичек. «Такой комплект у нас появился месяца три назад, — говорит Елена Туманова, главный бухгалтер «Пивной 01». — Соответствующий приказ подписал директор. Все это написано в меню. По отдельности ничего не продается, это комплект».

А в «Кафе Де Марко», например, сигареты вообще не продаются. Там за 150 рублей можно купить зажигалку, а любые сигареты идут в подарок.

Можно или нельзя Мнения о законности подобного способа продажи табака разделились.

«Сигареты в ресторанах должны быть дороже, поэтому экономически действия ресторанов оправданы. Но с правовой точки зрения они нарушают закон о защите прав потребителей», — говорит Дмитрий Янин, председатель правления Конфедерации обществ потребителей.

Александр Иванов, вице-президент федерации рестораторов и отельеров, считает, что рестораны никаких законов не нарушают. «Ресторан — это не место розничной торговли. В ресторане колбаса стоит дороже, чем в магазине. Так почему колбаса имеет право стоить дороже, чем в магазине, а сигареты — нет? Люди вынуждены из-за несовершенства российского законодательства придумывать технологии, чтобы их бизнес существовал».

«В ресторане не продаются сигареты, там продается курительный набор. И вопрос о навязывании одной услуги за счет другой весьма спорный, — говорит Александр Иванов. — Не хотите — не покупайте».

Он также добавил, что в организациях общественного питания правила устанавливает работодатель, то есть владелец заведения. Но при этом, если клиент заказал пачку сигарет, официант обязан предупредить его, что в продаже есть только наборы.

Куда жаловаться Продажа курительных наборов гораздо выгоднее, чем продажа отдельных пачек. «Если раньше средняя наценка в ресторанах была 50 процентов, то с этими курительными наборами можно зарабатывать до 100 процентов», — говорит Никита Кричевский, экономист.

Правда, по словам Александра Иванова из федерации рестораторов и отельеров, доходы от продажи сигарет стоят далеко не на первом месте. Основную прибыль ресторанам все же приносят алкоголь и еда.

«Посетитель вправе потребовать, чтобы набор разобрали и продали сигареты отдельно, если этого не сделали, то он может пожаловаться в Мосторгинспекцию или в Роспотребнадзор, — говорит Никита Кричевский. — А можно просто прийти со своими сигаретами».

Буква закона Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.

Зачем введена максимальная цена на сигареты Максимальная розничная цена (МРЦ) была введена для контроля за собираемостью акцизов на табачные изделия. Производитель сигарет платит в бюджет определенный процент от розничной цены пачки. Поэтому государство должно заранее знать, сколько будет стоить пачка в момент покупки ее потребителем. Продавец имеет право объявить цену ниже МРЦ, но ни в коем случае не выше: тогда бюджет недосчитается положенных денег.

share
print