Истории

ВТОричный эффект

После 13-летних мытарств Россия, кажется, все же попадет в ВТО

Подписание на прошлой неделе в Ханое президентами Путиным и Бушем двустороннего протокола делает вступление в организацию лишь вопросом времени. Один из самых масштабных внешнеполитических проектов Кремля близок к завершению: осталось понять, что он принесет экономике.

Российские переговорщики объявили соглашение с американцами победой — мол, ни одной из позиций нам сдавать не пришлось. Детали подписанного документа свидетельствуют об обратном. Россия открывает свой рынок для американского мяса — отечественные санитары даже не смогут проверять на месте его качество. Серьезную атаку предстоит пережить страховому рынку: иностранные страховщики смогут открывать у нас свои филиалы, что поставит российские компании в сложные условия. Москва обязалась снизить до 2014 года ввозные пошлины на импортные авто почти вдвое, а на самолеты — втрое. Ни одну из этих мер не назовешь протекционистской.

Вероятно, выгоды от вхождения в ВТО с лихвой перевешивают недостатки? Очевидные дивиденды от подписания соглашения извлекут только металлургия и химпром. Обе отрасли давно жалуются на невозможность вести конкурентную борьбу в США из-за драконовских таможенных пошлин. Основные же экспортные статьи российской экономики: нефть и газ (на них приходится более 90% всего экспорта)— в рамках ВТО не регулируются вообще. То есть выгода от членства в организации для российских производителей, безусловно, есть, однако в масштабах национальной экономики заметить ее непросто.

Несоответствие между неочевидными экономическими выгодами от вхождения в организацию усилиям, которые приложила Москва, проясняется, если вспомнить, что решение о вхождении принимали политики. ВТО — не просто крупнейшая торговая организация мира, это еще и клуб, куда входят не только все развитые страны, но и Китай и с некоторых пор и Грузия с Молдавией. Даже при Ельцине Россия старалась закрепиться на всех международных площадках, если это было хоть как-то престижно — при Путине же, когда и экономика пошла вверх, неучастие страны в этом крупнейшем форуме выглядело чуть ли не как вызов новой России. Сам Путин заявил о необходимости как можно скорее войти в ВТО еще в 2001 году. Теперь цель почти достигнута: окончательно статус члена организации Россия может получить следующей осенью.

В наибольшем плюсе от вхождения в ВТО может оказаться российский потребитель. Именно он теперь получит больший выбор в виде подешевевших продуктов питания, страховых услуг и иномарок в хорошем состоянии. А о том, что это поставит серьезные проблемы перед соответствующими отраслями национальной экономики, он может даже и не задумываться.

Политически мотивированная битва России за членство в ВТО, которая шла под знаменем защиты производителя, может привести к совершенно обратному эффекту. Вряд ли политики, сломавшие столько копий в деле ограждения национального рынка от нежелательного импорта, могли предполагать, что на самом деле борются за благополучие потребителей.

share
print