Истории

Русский язык как иностранный

Школа в Люблино учит детей мигрантов жить в России

«Дети, какого цвета шарик?» – спрашивает учитель. «Зелений», – слышится тонкий девичий голосок. «Э, красни, да!» – доносится ответ мальчика. На самом деле шар синий. Ответившие неправильно дети умеют различать цвета, но не знают, как они называются по-русски.

На базе общеобразовательной школы номер 476 в Люблино начала работу школа, где преподают русский язык как иностранный. Здесь в течение года детям, плохо или совсем не говорящим по-русски, помогают пройти период социальной адаптации.

“Как мы детей набирали, это что-то! – рассказывает Ирина Арутюнян, преподаватель русского языка как иностранного. – Я распечатала объявления и пошла на рынок рядом с метро. Клеить их было бесполезно – среди работников рынка многие ведь и сами плохо говорят по-русски. Пришлось с каждым общаться».

К началу учебного года школа все-таки набрала детей из Китая, Грузии, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Армении и Молдовы – всего 24 человека в возрасте от 6 до 14 лет. Их поделили на две группы в зависимости от уровня русского языка. С ними уже занимаются психолог, логопед, преподаватель русского языка и учитель по рисованию и труду, а также учат основам компьютерной грамотности.

«Учебников как таковых не существует, поэтому мы пользуемся пособиями, предоставленными центром межнационального образования «Этносфера», у которого большой опыт обучения иностранцев в России», – сказала Арутюнян.

Школа 476 занялась адаптацией маленьких иностранцев к жизни в России четыре года назад. Тогда в классах появилась группа афганских беженцев. А вскоре в школе создали Клуб интернациональной дружбы.

Дети из Афганистана сначала учились отдельно, но постепенно перешли в общие классы этой же школы. Сейчас они свободно говорят по-русски. «Наши афганцы настолько влились в российскую жизнь, что на школьных праздниках выступают с различными номерами – могут и частушки русские петь, и песни», – сказала Любовь Баженова, завуч школы.

«Конфликтов на национальной почве в школе нет», – говорит Нина Русанова, директор школы.

“Я выучил русский в этой школе. Потом папа мне предложил перейти в другую, там мне было бы проще, но я решил: нормально, потяну. Есть тут один парень, «черномазым» меня называет. Но я скоро побью его за это”, – сказал 12-летний четвероклассник Бадир Нури из Афганистана.

В школу русского языка может попасть любой ребенок, хоть из Сокольников, хоть из Митино. Дети полдня осваивают программу, а остальное время отдыхают. Именно во время внеурочного общения ребята лучше всего усваивают язык, а с ним и культуру, сказала Ирина Арутюнян.

“Я хочу, чтобы и сын и дочка здесь, в России, в институт поступали», – говорит Зураб Кобаладзе, пилот вертолета. Он живет в Москве с середины 1980-х годов. Его дочь Марику и сына Нукри сразу после рождения бабушка забрала в Грузию. Марика там пять классов закончила, а сын Нукри – четыре года проучился, но Зураб решил привезти их в Россию.

«Мне эту школу в управлении образования посоветовали. Я доволен. Нукри за неделю в этой школе уже по-русски лопотать начал, а приехал – совсем языка не знал”, – говорит Кобаладзе.

share
print