Истории

Инициатива снизу

Как законопослушный гражданин не прошел мимо националистских листовок, и что из этого в результате получилось.

«Россия в опасности. Нацисты остаются безнаказанными, их не трогают ни милиция, ни прокуратура», — считает москвич Рубен Оганесян* и пытается действовать.

В августе прошлого года Оганесян сорвал листовки, как он говорит, националистического и фашистского характера и отнес их в прокуратуру. Год документы ходили по инстанциям, пока в этом сентябре не пришел ответ из отдела по борьбе с организованной преступностью (ОБОП) УВД Южного округа: материалы потеряны, листовки найти невозможно, а сам Оганесян «добросовестно заблуждался в понимании норм действующего законодательства».

10 августа 2005 года 70-летний пенсионер Оганесян пошел в магазин и на остановке «14-й микрорайон Орехово-Борисово» увидел две листовки, в которых, по его словам, были фашистские высказывания, а также призыв объединиться под знаменем Великоросской национальной партии. На листовках, говорит Оганесян, были указаны координаты: телефон, электронный адрес и веб-страница.

«Я подумал, что органам установить, что это за партия, где зарегистрирована, имеет ли право на такие лозунги, будет просто», — говорит Рубен Каренович. Он приложил к листовкам свое заявление и отдал документы в Нагатинскую межрайонную прокуратуру.

Через полгода, не дождавшись ответа, он вновь пришел в прокуратуру, где ему сказали, что заявление отправили в ОВД Орехово-Борисово Южного. «А там мне сказали, что мое заявление переправили в Бибирево, так как телефон на листовке начинался на «400», — рассказывает Оганесян.

Из ОВД Бибирево беспокойному пенсионеру через какое-то время написали, что материалы отправлены назад, в ОВД Орехово-Борисово Южного.

Еще несколько раз пытался пенсионер найти свои документы, ходил в окружную прокуратуру, но тщетно.

Наконец, 26 сентября этого года Оганесян получил из ОБОПА уведомление об отказе в возбуждении уголовного дела. В уведомлении было сказано, что документы потеряны, а Оганесян не виноват в том, что зря беспокоил прокуратуру и правоохранительные органы, так как у него не было «умысла на заведомо ложное сообщение» (см. цитату из уведомления).

Тимур Джабраилов, зампрокурора Нагатинской прокуратуры, на чье имя писал заявление пенсионер, говорит, что они тогда не могли возбудить дело, не проверив показания истца (Оганесяна), а поэтому передали документы в территориальный отдел милиции.

В милиции считают, что Оганесян с самого начала сделал неправильные шаги, направив документы не в ту структуру. По словам Валерия Бузовкина, пресс-секретаря УВД ЮАО, «факт о расклеенных листовках было необходимо расследовать тут же, а по прошествии времени сотрудники внутренних дел не нашли доказательств этого факта». Милиция провела опрос водителей автобусов и жителей близлежащих домов, но подтвердить, что листовки были на этих остановках, никто не смог. А без доказательств начать расследование невозможно. Позже дело Оганесяна направили в ОБОП.

«Правоохранительные органы Москвы, прокуратура и милиция крайне неохотно занимаются такими делами. Иногда нам кажется, что они явно сочувствуют таким организациям. Так что похождения этого пожилого человека и полученный им результат меня не удивляют», — говорит Евгений Прошечкин, возглавляющий Московский антифашистский центр.

Оганесян хочет довести дело до конца и собирается подать заявление городскую прокуратуру. «Я считаю, что активная жизненная позиция должна быть у каждого человека, — говорит он. — Именно равнодушие разрушает наше общество. С нашего молчаливого согласия творятся самые гадкие вещи».

* Имя и фамилия изменены по просьбе героя публикации и из соображений безопасности"

Уведомление из ОБОП, полученное Оганесяном:

"В ходе работы по проверке информации гражданина [Оганесяна] Р.К. установлено, что гражданин [Оганесян] 10.08.05 обнаружил <…> листовки с содержанием националистического характера. <…> В дальнейшем материалы направлялись в различные подразделения ГУВД, в результате чего проведенной проверкой установить их местонахождение не представилось возможным. В ходе проверки информация о листовках <…> не нашла своего объективного подтверждения, а ранее найденные гр. Оганесяном листовки обнаружить и проверить на предмет содержания экстремистских призывов не представляется возможным. Одновременно с этим прихожу к выводу об отсутствии в действиях Оганесяна Р.К. состава преступления, <…> так как он добросовестно заблуждался в понимании норм действующего законодательства, что исключает умысел на заведомо ложное сообщение». — Старший оперуполномоченный ОБОП УВД ЮАО г. Москвы, старший лейтенант милиции Корнеев И.В.

share
print