Истории

Дорогая распродажа

Что нужно помнить, отправляясь на праздничную охоту за подешевевшими товарами

«Пару лет назад в канун праздников я отправилась за новогодним платьем в «Атриум», - рассказывает студентка Анастасия Фазулина. – Выбор был большой, но в одном магазине меня привлекла акция, которая обещала при покупке одной вещи вторую – в подарок. Я даже присмотрела себе симпатичные брюки за полторы тысячи рублей. Но когда я оплатила [основную] покупку – платье обошлось мне в 3 тысячи рублей – то выяснилось, что вторую вещь выбираю не я, а продавцы.

На выбор Анастасии предложили рубашку 48-го размера, при том, что она носит 42-й, и черный пиджак в стиле «прощай молодость». Пришлось брать пиджак, который Настя позже подарила своей маме. «Было очень обидно, так как в соседних магазинах не менее красивые платья можно было купить и за 2,5 и за 2 тысячи», - вспоминает студентка Фазулина.

Новогодние каникулы – это период активного хождения по магазинам, ведь в конце декабря начинается сезон распродаж. Падают цены на те вещи, которые чаще других преподносят в качестве новогоднего подарка – одежду, обувь, парфюмерию-косметику и электротехнику. Но перед тем как отправиться на поиск бесплатных телевизоров и пальто за полцены, тем, кто не искушен в шопинге, желательно узнать о возможных распродажных подвохах.

Трудно пройти мимо магазина, если вывеска гласит «Скидки – 70 процентов!». Но такая большая скидка в большинстве случаев будет распространяться на одежду неходовых размеров, парфюмерную воду с запахом, вызывающим головокружение, и электротехнику, ломающуюся на второй же день. На остальные товары величина скидки составит 10-15 процентов, а на вещи из новой коллекции или классику распространяться и вовсе не будет.

Как говорит Андрей Бурматиков, из Fashion Consulting Group, случай, произошедший с Анастасией, очень распространен и являет пример завуалированной скидки (обычно 50 процентов), когда покупатель приобретает две вещи по цене одной. «Психологический фактор здесь срабатывает намного сильнее, чем при обычных скидках, - говорит Бурматиков. – При этом бесплатный товар могут добавлять и в других пропорциях, например, к шести майкам одна – бесплатно – это 20-процентная скидка». А вот что делать с шестью одинаковыми майками, покупатель задумывается уже после новогодних праздников. Подобное отрезвление бывает еще более горьким, когда человек обнаруживает, что за деньги, потраченные на «телевизор плюс DVD-плеер в подарок» в одной сети, в другой он мог бы купить телевизор и сразу четыре DVD-плеера.

«Очень распространена среди магазинов среднеценового сегмента такая уловка, как липовая скидка, - рассказывает Вадим Смеляков, шопер, профессионал, помогающий клиентам выбирать в магазинах модные и недорогие вещи. – Незадолго до начал распродажи цену могут внезапно вздуть примерно вдвое, а затем, объявив сезон скидок, снизить до изначальной. А счастливый покупатель, развесив уши, покупает и очень гордится, что совершил такое выгодное приобретение. Хотя, если бы он не поленился и заглянул в соседние магазины, то обнаружил бы, что аналогичную вещь можно было купить гораздо дешевле».

Особую бдительность нужно проявлять, приобретая со скидкой парфюмерию, особенно если это касается классических или модных запахов. В таких случаях продавцы зачастую спешат отделаться от товара, срок годности которого подходит к концу. «Косметика или парфюмерия относятся к товарам, которые нельзя возвращать в магазины и обменивать, - поясняет Дмитрий Янин, глава международной Конфедерации обществ потребителей (КонфОП). - Даже если у купленного крема срок годности на момент продажи составлял одну неделю, но он не потерял своих потребительских качеств, сдать его назад будет невозможно». То же самое касается дорогостоящих продуктов питания, например, икры.

Во всех остальных случаях на товары со скидкой распространяются те же законодательные нормы, что и на другие товары. Предупреждение о том, что товар со скидкой не возвращается, является надувательством. «Вещи, купленные на сезонных распродажах, можно возвращать и обменивать точно так же, как купленные без скидок, - говорит Янин. - Вещи с браком можно возвращать в течение срока гарантии, а вещи, не подошедшие по размеру и другим параметрам, — в течение законных двух недель». Исключения составляют лишь случаи, когда вещь шла со скидкой именно из-за брака, который в обязательном порядке был оговорен в чеке. Если же дырочка на кофте была, а слова «брак» на чеке – не было, покупатель имеет право сдать вещь.

«Нужно понимать, что на распродаже можно купить повседневные, далеко не самые красивые и оригинальные вещи – футболки, спортивную одежду, ботинки на каждый день, - говорит студентка Анастасия Фазулина, которая после той неудачной покупки в «Атриуме» стала экспертом по распродажам. – Отдельно стоят распродажи прошлогодних или летних коллекций. Однако здесь везет самым активным – лучшие товары разбирают в первые же дни декабрьской распродажи, когда скидка достигает всего 20-30 процентов. Желающие сэкономить, конечно, могут дождаться февраля, когда дисконт составит 70 процентов, но к этому времени, скорее всего, уже не будет ни нужного вам размера, ни цвета, ни самой модели».

Как не попасть впросак на распродаже

- Заранее узнайте у продавцов, на какие именно товары распространяется прорекламированная скидка

- Уточните, не уценена ли вещь из-за брака, в таком случае вы не сможете ее обменять

- Если вы хотите купить товар, например, парфюмерию с определенным сроком годности, посмотрите, не истекает ли этот срок через неделю

- Спросите у продавцов, не будет ли увеличена скидка на понравившуюся вам вещь. Возможна через неделю она будет стоить в два раза дешевле

- Перед тем как расплачиваться, остановитесь на секунду, глубоко вздохните и подумайте, так ли уже вам необходим выбранный вами товар

share
print