Истории

"Катюшина" вахта

Строители говорят, что строгинская ветка метро будет надежной, как тоннель, соединяющий Францию и Великобританию

«Тоннель под Ла-Маншем таким же образом проходили: получается высокопрочная конструкция, и никаких серьезных аварий здесь быть не может, а небольшие протечки легко и быстро устраняются», - говорит Сергей Приходченко, главный энергетик на строящемся участке метро от Строгино до Троице-Лыково.

Тоннель берет начало в районе Строгинского бульвара. Его строительство затруднено многочисленными плывунами [насыщенными водой участками грунта], однако современные технологии позволяют свести риск при строительстве к минимуму, говорит Приходченко.

Работы проходят на глубине 24 метра. В шахту ведут железные ступени. В бетонном кольце пятиметрового диаметра светят лампочки, по бокам свисает множество проводов, с каждым шагом внутрь тоннеля нарастает гул. Это означает, что вот-вот покажется «Катюша» - машина о семидесяти метрах длиной и имеющая семь метров в диаметре, с помощью которой и прокладывают ветку метрополитена.

Последние десятки метров до «Катюши» нужно преодолеть, пройдя по не очень устойчивым деревянным подмосткам. «Сейчас еще хорошо, близко идти, а когда километра два прокопаем, туда сюда не набегаешься», - говорит Приходченко.

Из глубины тоннеля в вагонах вывозят на поверхность грунт. Появляются рабочие. Обычно в шахте работают всего шесть человек, но сейчас их гораздо больше. «Ученики», - поясняет Сергей. Строители обкладывают стены полукруглыми бетонными плитами. Еще одни метр тоннеля пройден.

«Мы здесь, как на корабле. Тут вот навигационные приборы, там, видите, красный луч, это лазер. С помощью него компьютер до миллиметра отслеживает любые отклонения в проходке тоннеля», - рассказывает Николай Корольков, машинист «Катюши» или, на языке строителей метро, тоннеле-проходческого комплекса (ТПК).

По словам Королькова, проходческим комплексам принято давать имена. «Есть «Ольга», «Полина», а строгинский ТПК, сделанный канадской фирмой Ловат, назвали «Катюшей», - говорит он. ТПК «Катюша» оснащен компьютером и лазерным оборудованием, которое до миллиметра выверяет точность прокладки тоннеля.

На «носу» «Катюши» находится ротор - режущий инструмент, диаметром 6,2 метра. С его помощью под большим давлением из-под земли выкачивается порода. В освободившееся пространство укладывается бетонное кольцо. Комплекс устроен так, что, находясь в забое, видишь только готовый тоннель и навигационные приборы - грунт самого забоя закрыт.

Каждый день «Катюша» проходит около 14 метров тоннеля. Работы не останавливаются ни днем, ни ночью. «Времени осталось мало, а работы еще очень много, так что до декабря [2007 года] можем и не успеть», - говорит Сергей Арменинов, геодезист строгинской подземки.

За сутки строители проходят около 14 метров. Работы ведутся круглые сутки в три смены. Пока проложено только 500 метров, предстоит прокопать еще более двух километров, говорит он.

«Это кроты роют, а мы проходим. И до декабря должны успеть», - говорит Михаил Пономарев, заместитель генерального директора ООО «Ингеоком», субподрядчика строительства.

По плану в декабре 2007 года станция «Строгино» должна принять первых пассажиров.

На строительстве Строгинского участка метро работают немногим более 100 человек. До декабря 2007 года им предстоит пройти под землей еще около двух километров. Затем Строгинский участок строящейся подземки будет входить в Краснопресненский тоннель. Диаметр тоннеля под Строгино составит пять метров. Он будет пролегать на глубине от 8 до 20 метров.

share
print