Истории

Турникеты остаются

С 1 января 2007 года водители наземного общественного транспорта будут продавать билеты почти в два раза дороже, чем они стоят в стационарных кассах.

Повысив стоимость билета, покупаемого у водителя, столичные власти хотят стимулировать пассажиров приобретать посадочные талоны заранее - в специальных билетных кассах.

После этого, считают чиновники, должны сократиться очереди на посадку в общественный транспорт и, соответственно, сократится время поездки. А ведь именно очереди на посадку в автобусы, троллейбусы и трамваи, образовавшиеся после установки турникетов, вызывают наибольшие нарекания у пассажиров.

«Региональная энергетическая комиссия (РЭК) [она утверждает все тарифы в Москве] уже утвердила соответствующие тарифы. Билет у водителя будет стоить 25 рублей, в [билетной] кассе – 15 рублей», - сообщила Ольга Терно, пресс-секретарь ГУП «Мосгортранс».

По данным «Мосгортранса», сейчас около 11 процентов пассажиров предпочитают покупать билеты у водителя. «Из-за этого перед входом в автобус выстраиваются очереди, - говорит Мария Проценко, пресс-секретарь департамента транспорта и связи. – По расчетам, если у человека уже есть билет, то на посадку тратится 1,5–2 секунды. А когда люди начинают покупать билет у водителя, время посадки, естественно, увеличивается».

 Между тем пассажиры говорят, что проблема еще и в том, что не на всех остановках есть билетные кассы. «Иногда кроме как у водителя билет купить негде, - говорит Ольга Носкова, живущая в Мневниках. – А платить в два раза больше за поездку на автобусе как-то не очень хочется».

«Люди должны планировать свою жизнь, - считает Ольга Терно из «Моргортранса». – И заранее покупать билеты».

Юристы говорят, что ничего противозаконного в повышении стоимости билета у водителя нет. «Во-первых, эти тарифы установил не сам «Мосгортранс», а РЭК, во-вторых, у пассажиров есть выбор: купить [билет] у водителя или в кассе, - говорит адвокат Андрей Князев. - Вот если бы все кассы не работали, а билет можно было приобрести только у водителя, тогда можно было бы говорить о нарушении прав потребителей».

Пассажирам не нравятся не только очереди, но и то, что из-за турникетов увеличилось время поездки. «До того как на 715-м маршруте поставили турникеты, от дома до метро «Проспект Вернадского» я доезжала за 5-7 минут, - говорит Оксана Здоровило из Раменок. – Теперь же время в пути в среднем увеличилось в три раза. Народу у нас в районе много, поэтому на каждой остановке автобусы стоят очень долго. А из-за того, что их пытаются объехать [машины], постоянно аварии. В общем, до метро проблема доехать».

Жалоб на турникеты поступает много, но чиновники утверждают, что в ближайшее время турникеты не уберут. «До установки турникетов половина пассажиров ездила бесплатно. И это были не льготники. Просто зайцы, - говорит Мария Проценко из департамента транспорта. – А транспорт не может быть бесплатным. Когда на маршрутах появилась автоматическая система контроля проезда, собираемость оплаты проезда повысилась на 40 процентов. Так что турникеты - это вынужденная мера для городского транспорта».

Мария Проценко напомнила, что летом на нескольких маршрутах в качестве эксперимента опустили турникеты, оставив только «электронного кондуктора» (устройство, куда вы вставляете билет при входе). Время посадки значительно уменьшилось, очередей практически не стало, но за проезд пассажиры платить перестали. «Собираемость упала практически до нуля», - говорит Проценко.

До конца года в 150 автобусах с низким уровнем пола на второй двери тоже появится «электронный кондуктор». «Теперь инвалидам, а также мамам с колясками, которые имеют право заходить в автобус через вторую дверь, будет проще оплачивать свой проезд», - сказала Ольга Терно из «Мосгортранса».

Между тем, анонимные противники установки турникетов, собирающиеся на интернте-сайте www.turniketam.net сомневаются в экономической целесообразности этих устройств. Во-первых, наличие турникета не исключает возможность безбилетного проезда. Хотя, по данным «Мосгортранса» количество контролеров сократилось на 40 процентов, но полностью отменить их использование нельзя. Ведь некоторые пассажиры пользуются социальными каратами москвича, которые берут у своих пожилых родственников. Кроме того, зайцы успевают пройти в заднюю дверь, когда она открывается для выхода пассажиров.

Чиновники признают, что очереди на посадку раздражают не только пассажиров, но и автомобилистов. Ведь из-за того, что автобусы стоят на остановках дольше обычного, нередко образуются пробки.

Эту проблему столичные власти собираются решить, выделив для общественного транспорта отдельные полосы. «Сейчас готовятся пилотные проекты по выделенным полосам для автобусов на Ленинградке, Волоколамке и Ленинском [проспекте], - говорит Мария Проценко. – Сейчас решается, как их выделять: физически или разметкой. Но мы склоняемся к физическому выделению сборно-разборными конструкциями».

Формально вход через переднюю дверь в наземный транспорт запрещен. Правила пользования наземным городским пассажирским транспортом до сих пор регулируются постановлением правительства Москвы от 2003 года. В нем говорится, что вход разрешается после выхода пассажиров через все двери, кроме передней. Вход в трамвай, троллейбус, автобус с багажом разрешается только через задние двери.

share
print