Истории

В Петербурге портят дорожные знаки, чтобы заявить о политическом протесте

В Петербурге становится популярным подвид городского вандализма – «корректировка» дорожных знаков. Информационные указатели – находка для человека протестующего, нужен только творческий подход. Ведь убрать- даже испорченный - знак просто так не могут ни ГИБДД, ни Дирекция по организации движения. И вот фотографии «исправленного» знака уже разлетаются по интернету, вдохновляя подражателей.

 

 

Самый распространенный способ «скорректировать» знак «кирпич» - превратить его в папиросу. Такие знаки корреспондент «МР» лично видел на Садовой улице. Рисовали канцелярским «штрихом» (получилось облачко дыма) и красным маркером (частично заштриховали белую полосу, так что она стала похожа на осыпающийся окурок). А вообще «знаковый» стрит-арт можно поделить на следующие группы:

Художественные подрисовки

Художественные подрисовки с политическим акцентом

Реклама на знаке

Самодельный знак, имитирующий дорожный

Граффити на стене, в которое очень удачно вписывается дорожный знак

Граффити на «зебре»

В Интернете гуляет фотография, сделанная предположительно на Выборгском шоссе. Там к обычному знаку «пост ДПС» приделали нижнюю табличку с другого знака – «платная парковка». Получилось: впереди ДПС, готовьте денежки. На фотографии не видно, настоящая табличка или нет. Возможно, она провисела там всего ничего: только для того, чтобы авторы инсталляции могли ее сфотографировать.

«На углу Садовой и Инженерной улиц есть большой указатель, который весь облеплен рекламой, не какой-нибудь обычной, а клубов, концертов, – говорит доцент факультета социологии НИУ ВШЭ Анна Желнина, проводившая специальное исследование городского стрит-арта. - Еще довольно часто попадается знак «пьяные пешеходы». Но это знак-подделка. А вот приукрашивать имеющиеся знаки у нас пока не научились, хотя на Западе авторы самых интересных рисунков прославились, и эти рисунки - например, немца Клета Абрахама - даже копируют на футболках и толстовках. Наверное, на этом можно заработать.

Самые известные примеры – знак «въезд запрещен» с пририсованным человечком, который будто бы тащит на себе этот белый «кирпич». Или распятие – на знаке «тупик». Кстати, о тупике. Есть улицы, которые так и называются. Так вот, в Париже как-то видоизменили табличку с названием улицы, чтобы получилось «Тупик Саркози». Это было во время выборов. В Петербурге – да, можно встретить похожие месседжи, направленные против Путина, но их уничтожают довольно быстро.

Кстати, одна из причин, по которой европейский люд так увлеченно «подправляет» дорожные знаки, – это, по-моему, желание самому определять среду, в которой жить. Ведь городским планированием всегда занимаются власти, в крайнем случае, крупные корпорации. Знаки, которые определяют, как ты будешь ездить по этому городу, тоже расставляют без учета мнения простых горожан. Вот люди и самовыражаются».

Есть еще один знак – искаженная зебра. Довольно узкая улица, девять параллельных полосок этой самой зебры – но поперек них кто-то нарисовал еще полосочки, так что сверху отчетливо видны получившиеся буквы: Ж, О, П... ну, и еще одна. Те, кому довелось увидеть эту фотографию, до сих пор спорят между собой: реальное это фото или фотошоп, и где оно было сделано. Пейзаж немного напоминает район у площади Мужества, но это может быть и Москва. В Германии из зебры сделали слово МАМВА. Еще в одном месте «очертили» зебру рисованными столбиками, сделав похожей на ковровую дорожку. Известен пример, когда зебру превратили в забор, при этом сбоку была очень художественно изображена колючая проволока.

Самый «веселый» способ заявить о себе – взломать электронный знак с переменной информацией. Но у нас таких знаков пока крайне мало - есть разве что на КАД.

«Политические месседжи – это не только буквы, но, например, белая ленточка на человечке со знака «пешеход». Была замечена в окрестностях Невского проспекта, - говорит Анна Желнина. - Табличка «Зона толерантности», которая появляется и пропадает у Гостиного двора по 31-м числам. Табличка «Место занято» у Новой Голландии – впрочем, тут наверняка отличились не политические активисты, а хипстеры, считающие остров своей территории и безрадостно ждущие прихода инвесторов.

В Москве близ Сивцева Вражека (район, где зарезали Остапа Бендера) есть знак «пешеходный переход». Так вот, человечку, идущему по «зебре», пририсовали в одной руке нож, а в другой – отрезанную голову. У нас бы такой знак подошел Невскому району или Купчино, особенно в 90-е. Некое белорусское село прославилось чуть ли не на всю Европу, когда там, неподалеку от мельниц, установили знак, запрещающий приближение Дон Кихоту. В Москве на Патриарших появился знак «Запрещено разговаривать с незнакомцами» - двое мужчин и большой кот. Насколько мне известно, по поводу этого знака специально запрашивали мнение ГИБДД, но там не нашлись, что ответить. Так он и висит, смущает, а скорее – веселит местных автомобилистов.

Еще я видела интересное граффити на углу какого-то правительственного здания. Отличный, на мой взгляд, пример, политического граффити с глубоким смыслом. Представьте две видеокамеры, смотрят в разные стороны. И вот к ним снизу кто-то мастерски пририсовал российский герб. Получилось, что герб у нас - не двуглавый орел, а двуглавая камера. Сами додумывайте, что это означает».

В Петербурге есть немало стрит-артистов, но знаки они разрисовывают редко. Зато недавно отметились новым рисунком – про то, как Путин ведет корюшку на нерест.

Иное дело – таблички-имитаторы. «В Петербурге я видела табличку «Осторожно! Работают поджигатели» – и нарисован горящий автомобиль, - говорит директор агентства TinSign Маргарита Протопопова. - А мой любимый знак – в Москве, в Охотном ряду: «Осторожно, тандем» - и двухместный велосипед нарисован. Но пока мы делаем, в основном, знаки, запрещающие любую парковку, кроме велосипедной. И «осторожно, злая собака» с рисунками пуделей и такс. И таблички для баров типа «Не груби бармену».

А в Европе политический посыл выражают, подменяя стандартный «переход улицы» знаками, где эту самую улицу, обнявшись, переходят две девицы в треугольных юбочках или два парня, взявшись за руки. Так автор выражает свою солидарность с секс-меньшинствами.

«Мой район» благодарит за помощь в создании материала российско-немецкое агентство Damm und Landi.

share
print