Истории

Рейтинг лучших и худших памятников Петербурга: «китч» и «убийство» там, где раньше росла капуста

Большинство памятников, установленных в Петербурге за последние годы, имеют две, казалось бы, несовместимые особенности: китчевость и несмелость. Такого мнения придерживаются все архитектурные критики, с помощью которых «Мой район» составил рейтинг, с одной стороны, худших, с другой - самых удачных новых памятников. В числе худших оказались памятники Есенину, Багратиону, Шостаковичу, в числе лучших - скульптуры «Эра» и «Арта», бюст Варламу Шаламову.

 

Рабочая группа Комитета по градостроительству и архитектуре во вторник, 19 февраля, отвергла проекты двух памятников, которые должны были появиться в Петербурге после 2013 года. Это «Жена моряка», которую обсуждают с 2000 года, (посвящена гибели подлодки «Курск»): архитекторы договорись лишь о том, что она появится в створе Ленинского проспекта. И памятник блокадной поэтессе Ольге Берггольц. Выбор проекта оставили на усмотрение администрации Невского района.  
 
Многолетние мытарства петербургских зодчих и скульпторов с проектом «Жены моряка» доказывают, что при выборе темы и места для памятника в Петербурге все-таки важен здравый смысл. Возможно, проекту повезло бы больше, если бы его устанавливали на деньги богатого инвестора, или он имел этнические корни, или был подарен Петербургу правительством экзотического государства.
 
«Мой район» поговорил с экспертами и составил рейтинг лучших и худших памятников, которые появились в Петербурге за последние 4-5 лет.
 
Антирейтинг
 
1. Памятник Есенину на улице Есенина (2009, Альберт Чаркин)
 
 
Фото: Trend
 
Михаил Золотоносов, литературовед, краевед: «Работа на грани анатомических ошибок. Кроме того, в понятие памятника и декоративной скульптуры входит осмысленность их установки. Какое отношение Есенин имеет к улице Есенина? Там до недавнего времени был совхоз, поля, засеянные турнепсом. Допустим, улицу назвали, чтобы привлечь покупателей жилья, – зачем еще и памятник устанавливать?! Есенин там никогда не был! Это настолько убогий самодел, что его даже не утверждал Градостроительный совет».
 
2. Памятник Шостаковичу на пересечении улицы Шостаковича с проспектом Энгельса, рядом с торговым комплексом (2009, Константин Гарапач)
 
 
Фото: Trend
 
Михаил Золотоносов: «Сама работа неплохая. Абсурдности добавляет, что улица Шостаковича до недавнего времени – это земля совхоза «Пригородный», где Шостакович, как и Есенин в вышеописанном случае, не был. Кроме того, композитор сидит перед фасадом обычной многоэтажки и, естественно, никак с ней не корреспондирует. Там балконы завалены рухлядью, зачем памятник на таком фоне?! Почему, например, памятник Жукову в парке Победы (1995) такой удачный? Он находится на постаменте, где должен был стоять Сталин. Там есть простор, ось симметрии и подход. А Шостаковича затолкали по-быстрому, теперь, наверное, дети играют на его коленях».
 
3. Скульптуры «Гермес» и «Флора» на фасаде торгового комплекса «Галерея» (2010, Владислав Маначинский). Можно посмотреть на сайте ТРЦ.
 
Михаил Золотоносов: «Абсолютно неудачные фигуры, как и работы Маначинского на здании гостиницы на площади Островского, 2A (2008). В скульптуре, если это не ученическая работа, должна быть оригинальность. На гостинице установлены псевдоклассические копии скульптур с фасада Александринского театра. Так и на «Галерее» – бессмысленное и неуместное подражание тому, что было».
 
Скульптор Игорь Селиверстов при упоминании скульптур на «Галерее» хватается за голову: «Циркуль в руки брали, чтобы померить длину голени к бедру?! Это ужасно! Фигуры выполнены с нарушением пропорций, плохо просматриваются и плохо установлены. Я даже не говорю о том, как сделаны глаза. Это не скульптуры, а декоративные фигурки. Знаете, в дачный сезон вдоль шоссе продают китайские фигурки для сада – примерно такого же уровня работы».
 
4. Памятник Товстоногову в сквере Товстоногова, недалеко от дома №4 на Петровской набережной, где жил режиссер (2010, скульптор Иван Корнеев, архитектор Вячеслав Бухаев)
 
 
Фото: правительство Санкт-Петербурга
 
Михаил Золотоносов: «К Товстоногову это не имеет вообще никакого отношения. Слишком стандартно и примитивно – дядька на постаменте. А где же идея товстоноговского творчества? Ведь БДТ был особым театром, выражавшим протест против тоталитаризма, против цензуры, против власти. Напомню, «Историю лошади» запрещали ставить, пока шел 25-й съезд КПСС. «Король Генрих IV» подвергся уничтожающей критике после московских гастролей. В памятнике это никак не отражено».
 
5. Памятник герою Венесуэлы Франсиско де Миранда в парке 300-летия Петербурга (2012, подарок Венесуэлы)
 
 
Фото: Trend
 
Михаил Золотоносов: «Памятник стоит по всему миру, как стоял бюст Ленина в каждой школе. Венесуэла дарила именно эту скульптурную форму еще и Филадельфии, какой-то французской деревне. В самой Боливарианской республике их пять штук стоит. Нужно было отказаться от подарка и сказать: «Извините, но это Петербург, вы не поняли. Это не деревня, здесь такое не может стоять».
 
6. Памятник Багратиону на улице Марата (2012, скульпторы Ян Нейман, Мурат Аннануров, архитектор Геннадий Челбогашев)
 
 
Фото: правительство Санкт-Петербурга
 
Михаил Золотоносов: «Безжизненно, как манекен в витрине магазина. Нейман обеспечил анатомическую правильность фигуры, но поза (вперед выставлена правая нога) напоминает Крузенштерна на набережной лейтенанта Шмидта (XIX век). Это вторично, я бы даже сказал, третично. Если говорить о месте – сквер на улице Марата симпатичный, но это непарадное место, задворки».
 
Скульптор Игорь Селиверстов: «Развевающийся плащ создает барочное ощущение. Лично мне напоминает мост Святого Ангела в Риме (архитектор и скульптор Берини, XV век). Но это если смотреть сзади. А спереди – банальный низкокачественный академизм. В искусстве важна первичность. А тут обманка. Когда бежишь вторым, картина мира не видна – видна только майка лидера. Кроме того, в памятнике допущены арифметические ошибки. Он немножко сваливается с пьедестала, спорным кажется соотношение пьедестала и фигуры. Скрашивает лишь двойственное ощущение, что памятник выполнен из бронзы. Бронзовые памятники всегда обаятельны».
 
Позитивный рейтинг
 
1. Скульптуры «Эра» и «Арта» перед музеем современного искусства «Эрарта» (2010, скульптор Дмитрий Жуков). Можно посмотреть на сайте музея.
 
Михаил Золотоносов: ««Поэзия! Греческой губкой в присосках / Будь ты, и меж зелени клейкой / Тебя б положил я на мокрую доску / Зеленой садовой скамейки», – это Осип Мандельштам. Эти скульптуры вообще богаты ассоциациями. Они тянутся вверх, как Ника Самофракийская, символизирующая эру роста и развития в искусстве (II век до нашей эры). Так из неживой материи рождается что-то живое. В них есть физиологичность. Здорово, когда скульптуры дарят столько ассоциаций. Искусство, как говорил Пастернак, – это губка, впитывающая все вокруг».
 
Игорь Селиверстов: «Этим скульптурам веришь, как девушке с пирсингом, которая не подделывается под петербургский фасад XIX века. Она идет по улице, и глаз радуется. Эта искренность подкупает. Рваный ритм, сложные фактуры лучше вписываются в контекст, чем современные поделки под XIX век».
 
2. Бюст Варламу Шаламову во дворе филологического факультета СПбГУ (2010, Григорий Ястребенецкий)
 
Михаил Золотоносов: «Торжественного открытия бюста не было, потому что начальство не любит зеков. Как правило, ищут героические, патриотические мотивы, а тут советский зек, просидевший 20 лет в лагерях. Но для нас это событие».
 
3. Памятник менеджеру у входа в бизнес-центр «Авеню» на Аптекарской набережной (2008, Павел Игнатьев, Денис Прасолов). Можно посмотреть на сайте бизнес-центра.
 
Михаил Золотоносов: «Обобщенный человек, как на пиктограммах, сидит с компьютером. Это более-менее любопытно и оригинально».
 
Каким должен быть памятник в Петербурге?
 
Людмила Лихачева, архитектурный критик: «Это очень субъективный вопрос. Гениальность проверяется временем. Скульптура может быть абстрактной, кривой, косой, конструктивистской, но если она гениальна – она может стоять, где угодно: и в центре Петербурга, и в центре Парижа. Только мы всего боимся. Появляется что-то мелкотравчатое, провинциальное, безвкусное, уродливое, самодеятельное типа так называемых городских скульптур – памятника Остапу Бендеру у ресторана на Итальянской улице (2000) и памятника городовому (1998). Есть в этих вещах что-то китчево-провинциальное. Посмотрите, как заставлен дворик университета (филологический факультет СПбГУ -  «МР») – паноптикум просто».
 
Владимир Фролов, главный редактор журнала «Проект Балтия»: «Невозможно объяснить, почему Бродский хороший поэт. Может быть, он просто пришелся ко времени. Так же и с памятниками: в дискуссии, что можно, а что нельзя ставить, мы можем опираться только на мнение архитектурной арт-сцены, в том числе международной. Могут быть разные объекты в центре и вне центра города, просто нужно, чтобы они были контекстуально продуманы». 
 
Михаил Золотоносов: «Не нужно заставлять все пространство памятниками. Обычно говорят – достойного человека забудут. Мало ли кого забывают! Вот поставили у нас памятники Неллигану и Кападистрии. Спросите не улице, кто это такие - Неллиган и Кападистрия, а заодно кто такой Маневич (мемориальный знак, который собираются открыть в его честь – это надгробие в центре города). Татары стараются поставить больше памятников татарам, грузины – грузинам, армяне – армянам, фанаты Виктора Цоя – Виктору Цою, это же вообще убийство! Памятник Цою не нужен Петербургу, достаточно мемориальной доски во дворе «Камчатки». Планируемый памятник воспроизводит известную фотографию музыканта – ноги расставлены, с гитарой. Какой смысл делать трехмерную фотографию – обклейтесь вы этой фотографией дома! Предлагаю поставить все 12 вариантов памятников Цою полукругом, это хотя бы забавно, и выбирать не надо. 
 
Из хорошего – у нас готовится памятник Трезини работы Павла Игнатьева. Концептуальный памятник, отлично будет вписан к фасаду дома №4 на площади Трезини».
share
print