Истории

Восемь причин, по которым петербуржцы не любят улыбаться

Многие петербуржцы несут выражение мировой скорби на своих лицах. А улыбающиеся люди петербуржцев настораживают и раздражают - не агенты ли Госдепа? «МР» разбирался в неулыбчивом петербургском вопросе. Оказалось, винить нужно болото, кариес и эффект, который получается от наложения одного на другое.

Причина №1: природно-климатическая - болота, хмарь и морок. Так обычно считают жители других российских городов. Оля: «Они живут на болоте и им не до смеха». Инесса: «Это не их вина, это болотные газы». Галина: «Может, петербуржцы не улыбаются, потому что ветер сильный в рот задувает?» Анастасия: «Может, не улыбаются от холода?»

Доктор медицинских наук Игорь Князькин говорит, что погода влияет на окрас и мимику петербуржцев: «Даже москвичи отмечают, как много обыденного черно-серого цвета в тех одеждах, которые носят петербуржцы. В Москве больше яркого. Причина – не только постоянная грязь, но и погода, которую петербуржцы отражают в своем внешнем виде. Меньше солнца – меньше радости. Улыбка же – физическое отражение хорошего настроения». «Петербург - депрессивный город из-за того, что это самый северный мегаполис», - подтверждает психолог Кирилл Алексеев.

  • 11645_0_473x640

    Trend

  • 18257_0_640x465

    Trend

  • 57797_0_640x426

    Trend

  • 65911_0_640x480

    Trend

  • 72616_0_640x392

    Trend

  • 154772_0_640x625

    Trend

Причина №2: макабрическая. Данил: «На таком большом кладбище улыбаться – грех». Женя: «Отсутствие улыбок – эхо войны». Горожане, проживающие в городе, где каждый кирпич вопиёт о трагедиях былых лет, по определению будут серьезны и строги. Доктор Князькин: «Блокада оставила мощный отпечаток. Этот небольшой период – в сравнении с 310-летней историей Петербурга – оставил ощущение горя. Ну не принято в интеллигентном обществе ходить с довольной рожей в то время, как кто-то испытывает голод! Это элемент культуры, это в генах. Если у всех вокруг проблемы – не надо раздражать окружающих своим хорошим настроением.

Я не знаю ни одного человека, который, пройдясь по Эрмитажу, по Русскому музею, посмотрев, например, «Последний день Помпеи», вышел бы и страшно зубоскалился. На лице петербуржца – печать окончания мира. Мы живем и знаем, что жизнь конечна. Петербуржец идет по Невскому и понимает, что вся эта красота – бренна. И как после этого смеяться?»

Причина №3: оборонительная – как пел Виктор Цой (ленинградец), «весь мир идет на меня войной». Евгений: «Улыбаться в России опасно для зубов».

Президент петербургской Лиги автостопа Алексей Воров рассказывает: как-то вернулся из очередного путешествия, увидел – в метро у одного из пассажиров упала сумка. Алексей сумку поднял, в ответ получил лишь раздраженный взгляд хозяина. «У нас люди настороженно реагируют на любую доброжелательность: они отовсюду ожидают удар – как от государства, так и от обычного человека. А когда человек живет с ощущением осажденной крепости, он заражает других. Но обменяйтесь с ним несколькими фразами, и вот он уже не видит в вас потенциального противника».

Причина № 4: нетерпимость к фальши – петербуржцам претят неискренние улыбки. И это тоже своего рода городской бренд. Анастасия: «Думаю, этот феномен нужно использовать для привлечения туристов в город: «Одно из немногих мест в мире, где большинство прохожих будет вам хмуриться!»

Психолог Кирилл Алексеев говорит, что в российском менталитете – в отличие от европейского – улыбка является не актом вежливости, а проявлением искренней расположенности человека: «Люди улыбаются, только когда чувствуют настоящее расположение к собеседнику. Улыбаться из вежливости не то, что не принято – такая улыбка вдобавок настораживает».

Причина №5: витринная – петербуржец не воспринимает улыбку как естественный компонент успеха. Рассуждает путешественник Алексей Воров: «В США люди, с одной стороны, более закрыты, чем мы, в плане privacy. Американец не будет болтать с первым встречным. С другой стороны, у американца есть «парадная витрина»: он должен быть fine. Наш человек внешне может быть совсем не fine – выйти по делам в грязной одежде или, наоборот, в неуместно пижонском костюме. У американцев в понятие «I’m fine» входит и улыбка. На вопрос «как дела» американец отвечает «все в порядке» и улыбается. Наш же человек может начать искренне и подробно рассказывать о том, как у него дела».

Причина №6: фундаментальная – неулыбчивость петербуржцев была заложена в детстве. Так считает психолог, участник альянса помогающих практик «ПроБоно» Дмитрий Зотов: «Вспомните, как часто вы видели своих родителей счастливо смеющимися, как часто родители и дети искренне и спонтанно смеются вместе? Второй момент, это привычка сдерживать, как часто говорят,  «контролировать свои чувства», вернее, скрывать проявления своих чувств. Так называемая эмоциональная сдержанность - также подарок из нашего детства». 

Причина №7: интеллигентская – надо ведь чем-то отличаться от москвичей. Доктор Князькин вспоминает допетровские времена: «В Москве боярин был толстым, радостным и довольным. А в Петербурге, позже, этого не было: петербуржец всегда был сдержанным. Ну не принято у нас ходить с тупой довольной рожей! Наличие на лице печати усталости и равнодушия ко всему свидетельствует об образованности и интеллигентности. А улыбка отождествляется с дурашливостью, глупостью, даже умалишенностью».

Причина №8: физиологическая – улыбка не красит лицо петербуржца. Эту версию выдвинула коллега по «МР» Нина Астафьева: «Причина в том, что зубы плохие: мало фтора в воде». Действительно, несколько лет назад исследования показали, что в петербургской воде (наряду с московской, калининградской, курской – и другими российскими регионами) содержание фтор-иона в 2-5 раз ниже гигиенического норматива. Отсюда статистика: пораженность детских зубов кариесом – более, чем в 90% случаев.

Мнения: как сделать так, чтобы люди улыбались

Алексей Воров: «У нас должно быть другое государство. Украинцы – несмотря на их большую бедность – оттаяли раньше нас, россиян. Человек должен выйти из режима осажденной крепости – когда он живет в обороне против соседа-стукача, соседа-братка, соседа-купленного мента».

Кирилл Алексеев: «Петербург надо перенести в южные широты. Или постоянно разгонять облака. А если серьезно: будет длительное время стабильность – люди  начнут улыбаться без всякой помощи. Искусственно призывать их к этому не имеет смысла».

Молодой поэт, активист Артем Суслов: «Петербуржцы не улыбаются, потому что боятся, что им не улыбнутся в ответ. Так было всегда. Вспомните описания города у Достоевского, у Блока. Угрюмость – это всего лишь состояние лица. Может, неулыбающийся человек – глубокомысленный. Может, он обдумывает сценарий. Или рассчитывает, как потратит зарплату. Или размышляет о жизни. Не надо предполагать, что он в аду, ибо убил старушку и ее сестру».

share
print