Истории

Петербуржцы требуют зелени, потому что иначе мы задохнемся на большой помойке

Люди, не желающие задыхаться в «каменном мешке» Петербурга, объединяются и требуют, чтобы для них разбили новые скверы или хотя бы восстановили старые. В свое время благодаря гражданской активности появился, например, Эльфийский садик – чуть ли не единственная зеленая зона во Владимирском округе. Сегодня самые обычные горожане требуют, чтобы разбили сквер на месте снесенного дома Рогова и озеленили злосчастный Апраксин двор. Но если отстоять некоторые из существующих скверов худо-бедно удается – то настоять на новой зеленой зоне крайне сложно.

 

«Мой район» рассмотрел несколько гражданских проектов по организации скверов в разных районах Петербурга.

Проект №1: сквер им. А.И. Мельникова (на месте разрушенного дома купца Рогова)

Активистка движений «Мусора.Больше.Нет» и «Красивый Петербург» Татьяна Абрагимович инициировала проект «Город-сад»: говорит, если идею поддержат другие петербуржцы – сложится целое движение. «Город-сад» - утопическая градостроительная концепция, сложившаяся в начале ХХ века и затем раскритикованная новыми урбанистами. Но в мегаполисе, где так не хватает зелени, она приобретает свежий смысл.

Одна из инициатив Татьяны – мемориальный сквер на месте разрушенного дома Рогова. Старинный дом рядом с метро «Достоевская» снесли, напомним, в августе 2012 года – к вящему возмущению общественности. Татьяна предложила организовать на месте снесенного дома сквер имени архитектора Авраама Мельникова – с деревьями, кустарниками, цветами, с фонтаном, детской площадкой и прочими приятными атрибутами.

Видео: vk.com/skver_melnikova

«Я часто прохожу мимо снесенного дома Рогова. Заметила, как там солнечно: это очень освещенное место. А вокруг – ничего. Есть небольшой садик вокруг Владимирского собора, но пройти туда можно только «по благословению». Гулять в этом районе негде, хотя живет там много народа», - поясняет Татьяна Абрагимович.

Что в итоге: в конце февраля активистка представила проект на Молодежной комиссии при губернаторе Петербурга. Молодежь отказалась доносить до Полтавченко идею сквера, пояснив: застройщик, который снес аварийное здание, обязался восстановить дом Рогова. Предложили активистке в качестве альтернативы заняться «балконным» вопросом: ходить и уговаривать жителей, чтобы они высаживали что-нибудь красивое на балконах. Татьяна не против, но и по дому Рогова не хочет сдаваться: «Нам всем надо быть активными, иначе будем жить на помойке. Я разослала письма: губернатору, в администрацию города. Собираюсь осветить проблему в СМИ. Люди должны понимать: озеленять город – это очень важно».  

Проект №2: Яблоновский сад (на месте бывшей свалки в Невском районе, рядом с Ледовым дворцом) 

Яблоновская свалка была законсервирована еще в 1986 году и стала рекреационной зоной. Активисты предлагают разбить здесь инновационный парк, где можно было бы выращивать посадочный материал для озеленения города. Бегать и кататься на лыжах. Проводить семинары и праздники. «В районе проживают десятки тысяч людей. Норма по озеленению: 12 кв. метров на человека. Она нарушена очень давно и продолжает нарушаться. Зеленые зоны ближе к Дальневосточному проспекту застроены. Фактически у жителей почти ничего не осталось», - говорит Татьяна Абрагимович.

Что в итоге: Ледовый дворец, который арендует часть рекреационной зоны, собирается построить спортивную базу для петербургского СКА. По данным СМИ, база появится не раньше 2015 года. Но Татьяна рассказывает: еще в марте она заметила, что здесь берут пробы грунта: «Подошла, спросила: для кого? Сказали, что для застройщика. Берут пробы на газы. Спрашиваю: что-нибудь нашли? Сказали – метан (по одним данным, газ нетоксичен и неопасен, по другим – воздействует на центральную нервную систему человека – «МР»)». Беспокоят местных жителей два аспекта: что при строительстве могут «вскрыть» законсервированную свалку, на которой хранятся в том числе опасные отходы (чтобы переселить ее на загородный полигон) – и что в построенное спортивное сооружение бесплатно никого не пустят. Активисты призывают горожан, которые поддерживают проект общедоступного городского парка Яблоновский сад, писать письма во всевозможные инстанции (адреса).

Проект №3: восстановление зеленой зоны на Придорожной аллее

Общественное движение «Сад Ивана Фомина» в свое время даже попало в «Википедию»: появилось еще в конце 80-х годов (протестовали против строительства бани) – вновь активизировалось в конце нулевых (на этот раз – против строительства Дворца танцевального спорта). Активист инициативной группы Дмитрий Остряков поясняет: с тех пор «фоминцы»  участвовали в продвижении интересов жителей других проблемных территорий на севере города. Это и Удельный парк (удалось отстоять), и велотрек на Мориса Тореза (пока не удалось).

Один из проектов – зеленая зона на Придорожной аллее. Сейчас она, несмотря на название, занята автостоянками и автосервисами. В прошлом году «фоминцы» даже выступали с иронической инициативой переименовать аллею в Автосервисный проезд.

Панорамный снимок Придорожной аллеи

Фото: Яндекс.Карты

Что в итоге: проект зеленой зоны начал было пробуксовывать – но тут активисты решили разыграть последнюю карту. Оказывается, на участке, где год назад построили автостоянку, был вход в бомбоубежище. По информации Дмитрия Острякова, в договоре аренды этих данных нет. Зато они есть в документах «Горэлектротранса» (рядом находится троллейбусное кольцо): ГУП дал согласие на автостоянку при условии, что арендатор восстановит вход в бомбоубежище. «Фоминцы» пока не рассказывают, как именно они намерены распорядиться этой информацией.

Другие инициативы гражданских активистов, находящиеся в стадии разработки: озеленение Апраксина двора в рамках проекта «Город мастеров» (вертикальные сады, огород на крыше и т.д.); озеленение пришкольных участков (пустить ползучие растения по изгородям, организовать небольшие огороды – для каждого класса свой); кампания по сокращению количества наземных охраняемых стоянок с заменой их на более компактные паркинги и последующим восстановлением утраченных зелёных зон.

Успешные инициативы: сквер по адресу Комендантский пр., 40 – жители отстояли территорию от строительства жилого дома, затем стали восстанавливать вырубленные насаждения; Эльфийский садик (он же Дмитровский сквер, Стремянная, 9) – культовое рок-н-ролльное место, ныне чуть ли не единственная зона зеленых насаждений во Владимирском округе, активисты добиваются статуса «мемориальное место», чтобы окончательно защитить садик от поползновений капитала.

Руководитель центра экспертиз «ЭКОМ» Александр Карпов: «Проблема в том, как именно создать сквер на некоей территории. По большому счету, надо, чтобы город выделил деньги. И вот добиваться выделения средств – сложнее, чем отменить решение, например, о строительстве в сквере. А механизма, который позволял бы создавать скверы за счет частных инвесторов, нет». 

share
print