Истории

Современый мачо - солдат, отец и стиляга, который умрет молодым

Кто такой современный мачо? Почему маскулинным считается и метросексуал, озабоченный тряпками, и небритый мужик в мешковатых штанах? Социологи провели исследование о том, как изменилось понятие мужественности в XXI веке: оказалось, что век воинствующего феминизма не слишком испортил мужиков - по крайней мере, российских.

«Да, ты права, я дикий мужчина: яйца, табак, перегар и щетина», - поет Шнур. Набор примитивный, но верный: вредные привычки и биологические признаки. Впрочем, носитель этих привычек и признаков иногда все-таки следит за собой, иначе бы у него выросла асексуальная борода. Полвека назад поэт Николай Тихонов написал другое, не такое грубое стихотворение о мужчинах, и главная мысль была: настоящий мужчина – это тот, кто жертвует собой.

Ветераны боевых действий по-разному переживали вьетнамский (в Америке), афганский (в СССР) и чеченский (в России) синдромы, но многие потом говорили, что годы военных действий были лучшим временем в их жизни. Ощущение мужественности, как ни странно, прибавляло то, что воевали люди не за себя, а за государство.

Социолог Энтони Гидденс определяет несколько обязательных условий для современной маскулинности:

Доминирование в обществе. Двойные стандарты для мужчин и женщин: скажем, женщине можно плакать, мужчине – нет, но зато ему позволительно изменять. Разделение женщин на «чистых», которых можно брать в жены, и «нечистых» (проститутки, содержанки, сюда же относят женщин-вамп, на которых жениться не столько глупо, сколько опасно). Суждение о том, что половые различия незыблемы в веках. «Женщина» как нечто иррациональное: это такой объект, понять который невозможно. И наконец, полная убежденность в том, что есть типично женские и типично мужские профессии.

Как мы видим, этот типичный набор для большинства россиян покажется абсолютно логичным. 

Данные условия - так сказать, почва. А вот каким на ней вырастает настоящий мачо (его портрет нарисовал социолог Роберт Коннел):

Во-первых, современный мачо обязательно должен быть гетеросексуалом. Во-вторых, он должен господствовать не только над женщинами, но и над мужчинами, а для такого доминирования требуется армия недомужчин, по сравнению с которыми можно ощущать свое превосходство. Это все, кто отличаются от нашего героя возрастом (слишком молоды или стары), не принадлежат к титульной нации, работают рядом, но на неквалифицированной работе.

Требования к «сильной половине» – на фоне расцветающей самостоятельности женщин – привели к тому, что начали появляться движения за права мужчин. Пока – не очень всерьез, хотя «манифесты» подобных движений заслуживают особого внимания. Есть, например, такой шедевр: «Шесть бабьих ударов по русскому народу». Его легко найти в интернете, поэтому мы процитируем кратко. 150 миллионов абортированных детей за период с 1954 года, когда были, наконец, разрешены аборты. Воцарившийся матриархат (автор воззвания уверен, что именно в нем мы и живем) привел к тому, что женщины теперь могут сами выбирать себе мужей, а выбирают, конечно, не умных и сильных, а тех, кем возможно помыкать. У таких пар рождаются соответствующие дети. Третий удар – женщины сознательно не хотят рожать в молодом возрасте, если и беременеют, то по пьяни, а в зрелом - уже здоровье не то. Женщины рушат семьи – разводятся, а если не рушат, то создают дома невыносимую атмосферу. И наконец, они предают русских, то есть выходят замуж за иностранцев.  

У женщин есть преимущество перед мужчинами – возможность выбора. Захочет она – и сосредоточится на роли матери семейства, мужниной помощницы, и ничего более. Захочет – станет делать карьеру. Мужу же предписано делать карьеру, зарабатывать деньги. У него вроде и получается неплохо: в России средняя женская зарплата составляет 60% от средней мужской. Но некоторые все равно чувствуют себя уязвимо. Продолжительность жизни россиян – 61,5 лет, а россиянок – 73. Для любой развитой страны подобный разрыв – это нонсенс. Гибнут наши мужчины, в основном, от ДТП, драк, войн, а также алкоголя. Значит, становятся жертвами собственного представления о маскулинности, воспетого Шнуром.

Кстати, в Таджикистане, одной из беднейших стран мира, мужчины живут в среднем на семь лет дольше, чем в России.

Пожалуй, главное отличие современного маскулинного типа – ему не поставят в упрек метросексуальность. Заботиться о внешнем виде, интересоваться дорогими вещами, в том числе одеждой, свойственно современному городскому жителю, и это не лишает его мужского обаяния. Так показывают соцопросы. Выглядеть бедно – это не по-маскулинному. То есть можно носить простую одежду, например, военную, но нельзя выглядеть в ней убого. С другой стороны, у нас почти не осталось типично мужских видов спорта – даже хоккей потерял это звание. Сейчас самым мужским спортом называют альпинизм, хотя женщин там тоже много.

P.S. Материал подготовлен на основе дискуссии, организованной Центром независимых социологических исследований и фондом имени Генриха Белля в ходе обсуждения новой книги «Способы быть мужчиной: трансформации маскулинности в XXI веке». В обсуждении принимали участие ведущий консультант Института социальной и гендерной политики Ирина Тартаковская и петербургские социологи.

share
print