Истории

Новые правила в ЖКХ: что теперь будут должны жильцам УК и ТСЖ

Правительство России опубликовало новые правила управления многоквартирными домами. Управляющие компании теперь должны организовывать диспетчерские, отчитываться перед жителями по каждому пункту ремонта, а если жильцы готовы платить, – предоставлять услуги, не входящие в минимальный перечень: консьержа, чистку бассейнов, круглосуточное освещение дворов и тому подобное. Помогут ли эти опции побороть злоупотребления в сфере ЖКХ или станут их частью – разбирался «Мой район».


Новые правила для управляющих компаний (юридических лиц, которые содержат многоквартирные дома) правительство опубликовало на своем сайте в понедельник, 20 мая. Документ во многом повторяет нормы Жилищного кодекса, но содержит и несколько нововведений.

1. Закрепляется норма, по которой каждое свое действие, будь то заключение контракта с ресурсоснабжающими организациями, проведение ремонта или повышение тарифов, – управляющая компания обязана согласовывать с жильцами на общем собрании. Оно считается легитимным, если на него придут как минимум 51% собственников.

«Проблема именно в том, чтобы собрать кворум, – комментирует координатор проекта «Наблюдаем за ЖКХ» Павел Галитовский. – Поэтому протоколы часто фальсифицируются. Полномочия заключать контракт с ресурсоснабжающей компанией жильцы могут передать УК – по тому же протоколу собрания. Единственный способ предотвратить злоупотребления – это отчетность и прозрачность счетчиков, доступ к которым должен быть открыт в любой момент. Сейчас нужно получать разрешение, чтобы открыть подвал».

По словам сопредседателя Союза потребителей Анатолия Голова, легитимность собраний жильцов – одна из ключевых проблем ЖКХ. «Можно использовать опыт бизнеса, акционерных обществ, но универсального рецепта быть не может», – комментирует специалист.

2. Сотрудники управляющих компаний и ТСЖ теперь должны регулярно отчитываться перед жильцами о проделанной работе. В документе указано, что периодичность и объем отчетов оговариваются на собраниях жильцов, а вот форма отчетов неясна даже экспертам.

Павел Галитовский: «Управляющие компании часто говорят, что отправили отчеты по почте, но они не дошли до жильцов. Или отчитываются по общей смете – сколько денег собрано и сколько потрачено с многоквартирного дома. Эта смета никому не нужна! Важно на что именно потрачены деньги».

3. В обязанности управляющих компаний входят привычные для них функции – выписывание квитанций, расчеты поставщикам ресурсов, возможность подавать в суд на неплательщиков, прием и рассмотрение жалоб от жильцов. Аварийно-диспетчерская служба обязана предотвращать аварии и поломки.

4. Важнейшее нововведение связано с ремонтом домов. Каждый пункт ремонта должен быть согласован с жильцами. Предварительно управляющая компания должна представить акт обследования технического состояния дома с указанием повреждений или неисправностей. Это должно помешать жуликам, собирающим деньги за псевдоремонт водопровода и крыш.

Анатолий Голов: «Сейчас такие обследования не проводятся, и куда деваются деньги – неизвестно. В месяц жители Петербурга платят более 600 млн рублей на текущий ремонт. В год это 7 млрд! Следов этих денег я не вижу».

Павел Галитовский: «Управляющие компании могут сказать: мы заменили узловой вентиль 1 на узловой вентиль 2. А каким вентиль был до ремонта, каким стал после – проверить невозможно. Нужно подкреплять такие обследования фотографиями, чтобы жильцы понимали, за что платят».

5. Жильцы дома могут обязать компанию выполнять работы, не включенные в минимальный перечень правительства (введен в апреле 2013 года), и могут запретить собрать деньги за лишние услуги. В числе основных услуг: ремонт лифтов, сухая и влажная уборка в подъезде, очистка крыши от мусора и наледи. Дополнительными услугами могут быть: поливка цветов и газонов, содержание бассейна (если он есть в доме), круглосуточное освещение и наличие консьержа. Для этих услуг необходимо «финансовое» согласие жильцов.

Эксперты «Моего района» считают эту меру разумной.
 

share
print