Истории

Советы родителям: воспитывая ребенка, постарайтесь обойтись без шлепков

«Детей бить нельзя, утверждал Тэдди. Их и без тебя будут всю жизнь колотить кому не лень, а если тебе хочется его ударить, дай лучше по морде самому себе, это будет полезней», - писали в далеком 1967 году братья Стругацкие в романе «Гадкие лебеди». Писатели-гуманисты, в пику официальной педагогике, не верили в систему воспитания, провозглашающую превосходство кулака, поощряющую унижение и раболепие, без остатка уничтожающую человеческое достоинство.

Меня в детстве не били. Но когда мне исполнилось семь лет, произошла настоящая катастрофа. В то дождливое утро я впервые увидела в небе фантастическую двойную радугу. Стоя посреди двора промокшими ногами прямо в большой луже, я восхищенно смотрела на чудо природы. Родители трагическими голосами кричали из окна, чтобы я немедленно шла домой, а я их просто не замечала. Тогда из подъезда выбежал взбешенный папа, крепко и больно схватил меня за ухо и затащил в квартиру. Размазывая слезы по лицу, я собрала в детскую сумочку самые необходимые вещи — игрушку обезьянку и чистый носовой платок — и решила покинуть отчий дом навсегда. Я так отчаянно рыдала, что мне казалось, мое сердце разорвется. Не от боли, а от огромной, вселенской обиды. Мне казалось, меня предали. Тот самый любимый взрослый, самый сильный, самый добрый и родной, оказался совсем другим человеком — намеренно причинил боль, обратил свою силу против меня. Мой мир перевернулся.

Став мамой, я быстро столкнулась с дилеммой «бить–не бить». Как же тяжело сдержаться, когда тебя как будто намеренно и методично выводят из себя, когда вчерашняя кроха наглеет и хамит, не слушает, делает назло… Кажется, будто любые слова бессильны, глаза застилает ярость. Как удержаться от предательства своих детей? Когда ты, взрослый, во много раз превосходящий в силе свое чадо, вместо того, чтобы любить и защищать, поднимаешь на него подлую руку.

Побои никогда не приносят результата. Когда ребенка бьют, он чувствует не раскаяние, а боль и обиду.

Но моего среднего сына голыми руками не возьмешь. «Не имеете права! Не трогать! В суд подам!», — отчаянно вопит он, когда видит, что доведенная до белого каления родня близка к рукоприкладству. И это меня радует. Я верю, что, столкнувшись в жизни с несправедливостью, пусть даже во много раз сильнее и больше себя, он не позволит ей взять верх. Не станет терпеть, стиснув зубы. Не снесет унижения. Не испугается. А встанет во весь рост и крикнет прямо в лицо: «Не имеете права!!!»   

Комментарии родителей:

Мария Коковихина:

— Бить и шлепать по заду — это все-таки разные вещи. Бить со всей дури ремнем — это неприемлемо, как бы ты ни был зол, стоит себя сдержать, ведь этим ты как бы расписываешься в своем бессилии. В детстве самое страшное наказание для меня было, когда мама со мной не разговаривала, просто не замечала, иногда это могло длиться несколько дней. Сейчас я считаю, что хорошее наказание для ребенка — лишение удовольствия: мультиков, вкусняшек, развлечений, запрет делать то, что ему хочется.

Павел Семенов:

— Телесные наказания являются лишь одним из видов вымещения агрессии взрослых по отношению к слабым и беззащитным малышам. К сожалению, во многих семьях те, кто должен защищать, жалеть и оберегать ребёнка, и по сути является единственной и последней границей между слабым существом и жестокой реальностью мира вокруг, не могут контролировать свои эмоции и вымещают злость за проступок (зачастую совершённый по незнанию) ребёнка в виде телесного наказания. Малыш, с детства приученный вести себя хорошо и подчиняться под угрозой порки, в коллективе также будет бояться хулигана, который может стукнуть, начальника, который может обругать, старослужащего, который может заставить отжиматься. Для моих детей самым страшным наказанием является отмена воскресного посещения ресторана и отправка домой для наведения порядка в собственной комнате. Метод отсутствия пряника достаточно хорошо срабатывает без необходимости применять кнут.

Максим Романов:

— Меня бил в детстве дедушка ремнем за то, что я без предупреждения убегал гулять на другой конец города на целый день. Я на него не в обиде, сам заслужил. Но когда смотрю на маленького сына, думаю, что бить его не буду — все-таки это вредно для детской психики.

Ирина Шинкарева:

— Считаю, что физически наказывать детей можно, но не причиняя боли: например, слегка шлепнуть рукой. Самое действенное наказание для дочки (четыре года) — ограничение сладкого, мультиков, игры на компьютере, отсылание в свою спальню.

Сергей Корнеев:

— Наша семья — строгие противники физического воздействия. Доходит до смешного: если я в шутку шлепаю сына (шесть лет), то и он меня обязательно шлепает в ответ. Когда был маленький, наказывали так: например, стукнул рукой — мы берем эту руку и удерживаем минуту, говоря, что рука наказана.

Руслан Брель

— В детстве меня наказывали, в основном, суровым взглядом и говорили, что «так нельзя, ай-ай-ай!». Как ни странно, на меня это действовало. Меня не били, и я, конечно же, на 200% против того, чтобы ребенка били ремнем и прочих насильственных воспитательных мер. Но когда я прожил со своей женой восемь лет, то понял, что её в детстве мало лупили.

Комментирует специалист:

Елизавета Смирнова, психолог:

— Я — категорический противник физических наказаний. Не только причинение тяжких травм, но даже безобидные шлепки наносят большой психологический вред ребенку. Он начинает думать, что с ним можно так поступать, и вместо того, чтобы расти сильной личностью и уверенным в себе человеком, он подсознательно ожидает от мира удара, глубоко внутри считает себя недостойным уважения.

Побои никогда не приносят результата. Когда ребенка бьют, он чувствует не раскаяние, а боль и обиду. Часто родители оправдывают применение физической силы тем, что ребенок якобы «не понимает по-другому». Но физическое наказание — это всегда проявление родительской беспомощности и некомпетентности. Дети все понимают, а вот родители, увы, не всегда имеют время или желание что-то объяснять. Однако воспитательный эффект дают только терпение, любовь и постоянный диалог с ребенком, но ни в коем случае не физические наказания, озлобляющие детей.

Если вы чувствуете, что сильно раздражены, выйдите из комнаты, отвлекитесь, посчитайте до десяти, умойтесь. Помогает посмотреть на себя в зеркало — вот такое злое, перекошенное от гнева лицо видят со стороны наши дети. Если же вы не в состоянии контролировать свой гнев, и, несмотря на обещания самому себе, снова и снова поднимаете руку на ребенка — стоит обратиться к специалисту.

share
print