Истории

Десять причин, почему Петербург стал столицей угонов

Петербург в 2013 году снова стал столицей угонов – как и в прошлом году. Причины очевидны: плохие полицейские не хотят расследовать преступления и сами принимают в них участие. Правда, благодаря хорошим их все-таки выводят на чистую воду. А еще в городе очень уж комфортно работается авторазборкам.

Катастрофическую ситуацию с угонами обсуждали на специальном совещании в прокуратуре. Прокурор Сергей Литвиненко сообщил: за семь месяцев 2013 в городе похищено 2 752 транспортных средств. Предпочтения угонщиков постепенно меняются: никого уже не интересуют легкие для взлома «Жигули», а похищают преступники Ford Focus, Toyota Land Cruiser, BMW X 3/5/6.

Также в десятке риска оказались Infinity, Nissan Patrol, Range Rover, Chevrolet Lacetti, Chevrolet Lanos, Honda Civic и Accord, Mazda 3/6/CX-7, Mitsubishi Outlander. Автомобили дороже 600 тысяч воруются, чтобы ездить, те, что дешевле — чтобы разобрать. Еще прокуратура отметила, что подавляющее большинство пропавших авто — 78,4% — были оборудованы только штатной противоугонной системой. В половине случаев машину угоняют от жилых домов, в четверти эпизодов — от торгово-развлекательных центров. В 22,2% — на неохраняемых парковках. Охраняемых стоянок у нас в городе – всего 613, примерно на 15 тысяч мест, а машин в городе — 1,312 миллиона. Львиная доля автомобилей — 70% — похищается с 8 вечера до часу ночи.

Раскрываемость угонов составляет 4%. Это, пожалуй, самое глухое преступление. В области, кстати, ситуация лучше: 11%. В Москве — 7%.

1. Итак, первая причина болезни — петербуржцы любят ночью спать — в отличие, например, от москвичей. И у нас не так развита организация доступа на дворовую территорию «только для своих». Возле совсем новых домов это есть, конечно, но не для того, чтоб защититься от угонов, а чтоб сохранить за собой паркоместо. Прокуратура обращается к горожанам с просьбой навести по возможности порядок, поставить, где это можно, шлагбаумы во дворах, посадить в будку сторожа, если у ТСЖ хватит на это денег.

2. «В Петербурге за последние пять лет заметно сократилось число постов ДПС в городе и области, — напомнил член координационного совета международной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора». — Расформировали их штук десять, а остались единицы». На постах стоят системы «Поток», которые отслеживают номера проезжающих машин. Да и без этой системы пост, где 24 часа в сутки дежурит наряд, был подспорьем в борьбе против угонщиков. Правда, пробки на въезд в город исчезли.

3. В Петербурге вольготно себя чувствуют авторазборки, то есть рынки по продаже автозапчастей. Мы уже писали, что на разборки свободно привозят автомобили, взятые в прокат, абсолютно исправные. И разборщиков не волнует, что визитер не имеет техпаспорта на машину, а только доверенность, которая кончается через неделю. И что машина исправна, и незачем ее отдавать за четверть цены. Они ее распиливают — и не несут никакой ответственности перед законом. Ну не входит в их обязанность смотреть документы. Частный детектив Алексей Трофимов поясняет: «Приемщика интересуют только те детали, которые можно отпилить: крылья, дверцы, бампера, но на этих деталях маркировку делать не принято. И даже двигатель разборщикам не интересен (впрочем, его тоже перестали маркировать), потому что его замена — слишком сложная работа. А зачем спрашивать документы на то, что сотрудник разборки считает просто железом, особенно если никто, включая территориальную полицию, этого не требует».

4. Еще одна причина, по словам Трофимова, — близость к Европе. Парадокс. В начале 90-х в Европе угоняли машины с целью переправить их в Россию, а у нас даже существовала особая криминальная услуга — очистка машины в базе Интерпола, чтобы можно было на ней съездить в Финляндию, ибо по России можно было катать без опаски. А сейчас российские машины вывозят в Белоруссию, а затем в Польшу и в ту же Финляндию. Занимаются этим этнические карело-финны из соседних, бедных регионов. Им достаточно легко осесть в Финляндии по какой-нибудь национальной программе, но без языка и профессии они ничего делать не могут. Вот эти маргиналы и наладили бизнес: угоняют здесь машину, подделывают свидетельство о регистрации, а потом можно через Котку ввезти ее обратно в Россию как «чистую».

5. Похожая ситуация с эвакуаторами — есть много солидных эвакуаторных фирм, но есть и однодневки. Свидетелям, видящим, как эвакуатор забирает машину с тротуара, невдомек, что это не наказание за неправильную парковку, а похищение. Номер никто не запомнит. А запомнят — все равно эвакуаторщика не смогут привлечь к ответственности.

6. Почему криминальные авторазборки и эвакуаторы процветают в Петербурге, а в Москве, скажем, все упорядочено? Ответ прост — коррупция. «Не то чтобы в Петербурге полиция брала больше взяток, чем в Москве, — говорит адвокат Владимир Гарнин. — Но в нашем городе преступникам легче достичь взаимопонимания. У нас относительно моноэтническая преступность. В Москве никогда не будет солидарности между азербайджанскими и дагестанскими группировками, а у нас большинство бандитов все-таки говорит на русском. Им поэтому и с полицией договориться легче».

7. Полиция не только потворствует угонщикам и разборкам, но сама принимает участие в похищениях. Сколько шума наделал прошлогодний эпизод в Левашово, когда отстойник для угнанных машин числом пять штук обнаружился на участке женщины — следователя РУВД. Обнаружить сборище удалось благодаря спутниковой сигнализации на угнанном «Лексусе», но когда полиция прибыла на место, пускать ее не хотели. Уголовное дело возбудили сразу, так как у найденных машин оказались перебиты номера. Но супруги остались в статусе свидетелей, и по прошествии года прокуратура так и не сообщила о том, что дело было закончено, а следователь или ее муж предстали перед судом. Видимо, правоохранители до сих пор ищут неизвестных, привозящих безвинной следовательше похищенное имущество.

8. На угнанный автотранспорт есть спрос. И формируют его те же полицейские. Нередки случаи, когда сотрудники полиции пользуются дорогостоящими иномарками с поддельными документами и перебитыми VIN-номерами. Для легализации угнанной машине присваивают номер «двойника, причем, эти номера полностью совпадают с номерами другой, добропорядочной, машины той же марки и того же цвета. Простой автолюбитель поостережется ездить на «двойнике», но полицейскому ничего не страшно.

9. «Угонщикам помогают страховые компании, — говорит Алексей Трофимов. — Знаю несколько случаев, когда авто угоняли на следующий день после окончания срока КАСКО. Ощущение было, что это страховщики дали угонщикам отмашку».

10. Машины, которые еще застрахованы, угоняют, чтобы продать их страховщикам за половину стоимости. Соответственно, и здесь угонщиков подстегивает спрос.

Добавим, что, помимо Петербурга, в пятерке самых опасных регионов оказались Иркутск, Барнаул и Самара.

share
print