Истории

Бабушкам с укропом и мигрантам с арбузами запретят торговать в скверах и на газонах

Торговое столпотворение у станций метро вышло за пределы разумного. «У метро «Проспект Просвещения» ряды палаток заполонили всё пространство. Торговцы овощами, ярмарка белорусских товаров, промоутеры, продавцы котят и цветов – не пройти», - жалуется Екатерина Иванова, жительница Выборгского района. Недовольны также жители Калининского, Приморского районов и других.

Еще недавно у станций метро было тихо и чисто: с легкой руки бывшего губернатора ларьки снесли, торговлю запретили. Малый бизнес потерял порядка 5 тысяч торговых точек. Мы сочувствовали, но быстро привыкли к простору и тишине. Но новая власть явно благоволит мелкой торговле — «климат потеплел», о чем говорит сам факт создания Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка. Полиция уже не гоняет бабушек с укропом, а районные власти активно проводят ярмарки и дают разрешения на торговлю.

«Мелкая розница городу необходима, чтобы составлять конкуренцию торговым сетям, — говорит Алексей Третьяков, председатель Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка. — Сейчас 80 % торговли в городе — в сетевых магазинах, что приводит к завышенным ценам и низкому качеству. Люди едут за продуктами в Финляндию. Чтобы нормализовать ситуацию, необходимо стремиться к соотношению: 40% сети, 40% розница и 20% сельскохозяйственные рынки. Другое дело, что нужны цивилизованные формы розничной торговли, а не то, что мы видим.

Например, организуют «ярмарку белорусских товаров», а среди продавцов мало кто на русском языке говорит. Или ставят «автолавку» — подразумевается, что фермер приехал, продал овощи и уехал. А на деле машина стоит с утра до ночи, и торгует там вовсе не фермер».  

Уличную торговлю сейчас фактически организует районная администрация, при этом ее действия и решения не зависят от мнения жителей, и она делает, что хочет. Это пагубная практика, считает эксперт. Размещение, расположение, сам вид ярмарок, палаток, павильонов не выдерживают критики. Ярмарки и торговые ряды вернулись на те же места, где стояли при Матвиенко, без учета прокладки подземных коммуникаций, требований Комитета по охране памятников, ГИБДД и других ведомств. «Скажем, торговый павильон на углу проспектов Энгельса и Просвещения загораживает обзор автомобилистам».

Пресс-служба нового Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка на наши вопросы ответила, что старые городские постановления по-прежнему действуют, то есть уличная торговля в пятидесятиметровой зоне у станций метрополитена запрещена. Данный запрет не распространяется на объекты, используемые для реализации цветов и периодических печатных изданий. Нарушения этого правила должны разбирать полиция и муниципалитеты, куда и стоит жаловаться.

Однако сейчас Комитет завершает подготовку нового постановления, где будет принята конкретная схема размещения торговых точек. Там, как поясняют в пресс-службе, будет сохранен запрет на торговлю ближе 50 метров от наземных вестибюлей станций метрополитена, за исключением продажи цветов, периодических печатных изданий, театральных билетов, билетов на городской пассажирский транспорт, оказания информационных услуг. Также примут еще ряд ограничений.

Но одними запретами не обойтись. «Нужна комплексная программа возрождения мелко-розничной торговли, четкие типовые критерии, обеспечивающие безопасность и эстетику ярмарок и торговых точек. Нужно точно определить, где можно, а где нет ставить торговые павильоны, с учетом разных факторов — от тепловых сетей до сохранения исторического вида», — считает Алексей Третьяков.

Куда жаловаться на стихийную торговлю:

– в Комитет по управлению городским имуществом, для уточнения законности размещения торговых объектов.

– в администрацию района, на территории которого размещены торговые объекты.

– в полицию и органы местного самоуправления, которым предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях, в том числе продаже товаров вне установленных мест.

Где еще скоро запретят торговать

– в арках зданий, на газонах, цветниках, благоустроенных детских площадках, площадках для отдыха, спортивных занятий;

– на тротуарах шириной менее трех метров;

– на территории садов, парков, скверов — объектов культурного наследия (за исключением реализации экскурсионных билетов, цветов, молочной продукции, кондитерских и хлебобулочных изделий в упаковке изготовителя, объектов общественного питания без реализации алкогольной продукции, объектов, реализующих газетно-журнальную продукцию, продукцию религиозного содержания, объектов проката спортивного оборудования);

– в охранной зоне электрических и тепловых сетей, под железнодорожными путепроводами, эстакадами, мостами;

– на расстоянии ближе 10 метров от входов (выходов) в подземные пешеходные переходы, за исключением объектов, используемых для реализации периодической печатной продукции;

– на пешеходных переходах и ближе пяти метров перед ними, на проезжей части автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге, а также внутриквартальных проездах и территориях парковок автотранспорта.

share
print