Истории

Чиновники сперва разрешили обнаженных женщин на Литейном проспекте, а потом передумали

Петербургский фестиваль современного искусства «Арт-проспект» - в рамках которого художники выставляли свои работы во дворах Литейного проспекта – не обошелся без нравственно-бюрократического конфликта. Некий пуританин одного из домов округа «Литейный» пожаловался в администрацию Центрального района на работу Александра Шишкина-Хокусая: «слишком эротическая выставка». Чиновники проявили редкостную оперативность, постановив демонтировать согласованную ими же инсталляцию спустя всего несколько часов после поступления жалобы.

Второй по счету фестиваль «Арт-проспект» проходил в Петербурге с 13 по 16 сентября. Более десятка инсталляций, видео-проекций и перфомансов — большинство из них не вызвало никаких нареканий граждан. Не повезло двум работам. Те посетители фестиваля, которые пришли во двор на Литейном, 30 в минувшие субботу или воскресенье, вместо инсталляций обнаружили объявление на водосточной трубе: «Работы петербургских художников Александра Шишкина-Хокусая («Угловые касания») и Александры Гарт («После дождя») провисели  меньше суток. После жалобы одного из жильцов в администрацию Центрального района и, несмотря на все согласования, работы были демонтированы».  

Фото: «МР»

Шишкин-Хокусай — известный в арт-мире человек: в первую очередь — сценограф, работы которого были отмечены и «Золотой маской», и местным «Золотым софитом»; кроме того — живописец, график и перфомансист. Заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский аттестует Шишкина-Хокусая как «отличного художника» и обещает, что вскоре тот будет представлен на одной из выставок в РМ.

А вот и работа, на которую нажаловался мужчина из дома №30 на Литейном:

Фото: Евгений Лучинский, artprospectfestival.ru

«Этому же жильцу не нравилось и когда мы и в прошлом году делали фестиваль в том дворе: тогда был проект про море, с портретами. А в этом году мы ему, можно сказать, дали повод: он сказал, что это «слишком эротическая выставка», — рассказывают организаторы фестиваля «Арт-проспект». — По нашим данным, когда он звонил в администрацию Центрального района, сказал, что на стенах мужские половые органы изображены. То есть наврал. И подавал это так: все жильцы дома против. Во двор приехал начальник отдела культуры администрации Центрального района. Выяснилось, что жалобщика во дворе все знают, все с ним здороваются. Но это не означает, что все поддерживают его! Администрация же решила: раз жители не хотят, нужно демонтировать. Что и было сделано. Когда мы в 8 вечера 13-го, в пятницу, стали демонтировать работу Шишкина-Хокусая, вышло около восьми жильцов, некоторые с детьми, они стали просить не снимать объект».

Чуть позже недовольный жилец самостоятельно убрал и работу Александры Гарт «После дождя»: по мысли мужчины, современное искусство могло поранить детей — в буквальном смысле. Работу складировали в дворницкую. Организаторы, отыскав арт-объект, установили его в соседнем дворе. Там, видимо, проживали менее ранимые дети: жалоб в администрацию не поступало.

Работа Александры Гарт «После дождя». Фото: «МР»

«Разрешение на проект «Арт-проспект» подписано Щербаковой Марией Дмитриевной (глава Центрального района). В администрации не видели все объекты, только некоторые эскизы. Похоже, в отделе культуры нет художественного мнения по поводу объекта «Угловые касания». Они просто подумали: «будет скандал» — и решили, что надо срочно убирать», — резюмируют организаторы фестиваля.

Другие работы фестиваля «Арт-проспект»

  • 1239673_10151695812476909_1636481566_n

    МР

  • 1234533_10151695812511909_1244357638_n

    МР

  • 1236672_10151695812491909_1203127401_n

    МР

В итоге стены во дворе на Литейном избавили от «скверны», оставив в прежнем состоянии — равномерного желтого цвета.

Мнения

Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений Русского музея: «Некоторые хранители целомудрия так запудрили голову ленинградцам, что теперь отдельным людям везде мерещится эротизм. В зеркало посмотрят — и там померещится. Что сказать про таких людей? Они должны осторожнее обращаться со своей психикой. Ее легко нарушить. 

Почему такая быстрая реакция мелких чиновников? Они боятся скандала, боятся за свою шкуру. Данная история — неуважение к известному художнику. Если у нас цензура, тогда так и говорите! Если мнение любого жителя будет законом, тогда творческий процесс станет невозможным. У нас же все знают, как лечить, как руководить государством, какое хорошее искусство, а какое — плохое.

Я не знаю, как теперь приглашать художников участвовать в подобных проектах. Идея прекрасная, а получилось как всегда. Вечные дурость и трусость. Представьте: сидит себе начальник, какой-нибудь пенсионер ему настучал — он и испугался, что завтра приедет депутат Милонов с крестом за пазухой. Город стал чудовищно провинциальным.

Кстати, я могу для администрации Петербурга составить список городской скульптуры и интерьерной классической живописи, расположенной в общественных местах, где кое-что без фиговых листочков. Чтобы план работы был».

Сергей «Африка» Бугаев, художник: «Перекладывая ответственность на неких граждан, которым что-то не нравится, власть тестирует жителей города: чувствительные они еще или им уже всё пофигу. Неважно: пусть у них во дворе поставят скульптуры с голой бабой, повешенного ребенка или отпилят кусок дома, выселят… Жители города еще не осознали, что являются заложниками группы воротил от индустрии строительства и политиков. При помощи современного искусства — и особенно так называемого арта — происходит очень много манипуляций, особенно в нашей стране в данный момент».

Роман Могилевский, социолог: «Возможно, за недовольным жильцом кто-то стоит — какой-то чиновник со своими представлениями о том, как в искусстве должны отражаться разные явления. Если на жалобу так оперативно отреагировали, значит, это часть политики. В последнее время взаимодействие наших начальников и религиозных деятелей вылилось в попытки установить эстетические критерии. Чем это оборачивается — наглядно показали истории с выставками галериста Марата Гельмана. Россия в свое время уже заплатила тем, что многие замечательные художники оказались за рубежом и именно там прославились. Мы что, хотим, чтобы это опять произошло? Обнаженная натура в искусстве — явление, идущее из давних времен. Оно было образцом прекрасного и не может оскорблять людей. Разве что людей с ужасным эстетическим вкусом». 

share
print