Истории

Идеи для Кронштадта-2040: от велодвижения до православной инфраструктуры

Урбанисты и архитекторы исследуют Кронштадт: за четыре месяца они должны сформировать четыре сценария развития города на ближайшие 30 лет. Исследователи уже пришли к выводу, что в городе не всё хорошо с транспортом, зато всё хорошо с людьми. Отсюда – первые идеи по преобразованию Кронштадта: вернуть «метеор» и сделать улицу, по которой ходил Иоанн Кронштадтский, пешеходной.

Исследование

С 1 по 7 октября прошла часть первого этапа урбанистического исследования под названием “Kronshtadt Vision 2040”. Задействовали 26 магистров программы «Дизайн городских экосистем» и 10-12 экспертов. Организаторы — НИУ ИТМО и администрация Кронштадтского района. Куратор проекта — голландский архитектор и урбанист Маркус Аппенцеллер. На первом этапе проводится анализ городской ткани Кронштадта: исследуются возможности и ограничения города.

Всего исследование займет четыре месяца. Следующий этап — формирование четырех сценариев развития города. 26-27 ноября исследование представят на научно-практической конференции «PostCity». В итоге будет сформирован vision book — новый для России градостроительно-исследовательский тип документа, который широко распространен в западных странах. В феврале 2014 года vision book — с картами четырех сценариев — представят в бумажном виде. Далее — забота властей и бизнеса, как они распорядятся информацией. Сами урбанисты предполагают в дальнейшем масштабировать ряд методологических решений для Кронштадта на другие районы и города.

По словам пиар-директора магистерской программы «Дизайн городских экосистем» Марии Буряк, потенциал Кронштадта исследуется по основным направлениям: город морской славы, центр историко-патриотического воспитания (такое пожелание высказывал губернатор Полтавченко); православие (связано с именем Иоанна Кронштадтского). По мнению директора программы Михаила Климовского, акцент в развитии Кронштадта следует, в первую очередь, сделать на туризме.

Социальный потенциал

Всего в Кронштадтском районе Петербурга проживает 43 тысячи человек (данные переписи 2010 года). По оценке одного из участников исследования, координатора движения «Красивый Петербург» Стива Каддинса, менее половины жителей работает на «материке».

«Остров Котлин — дружелюбный. Здесь есть цельное городское сообщество, которое мы не можем наблюдать в спальных районах Петербурга, скажем, в Приморском. Скрепленность сообщества проявляется, например, в чистоте улиц: люди по-другому относятся к пространству», — говорит Михаил Климовский.

Сильные стороны

Кронштадт — важное культурно-историческое название на карте Петербурга: этим он выгодно отличается от районов-«спальников». Здесь есть большой потенциал для развития туризма (особенно однодневного). При этом в городе всего пара гостиниц. «Есть потенциал для строительства хостелов», — считает Михаил Климовский.

До конца года военные передадут на баланс города более 270 объектов: урбанисты считают, что здесь есть потенциал «для девелопмента и интересных проектов» — ведь у самого города нет денег на их развитие. «Мы были на экскурсии в Петровском доке (сооружение для ремонта кораблей, в наши дни им практически не пользуются) — сейчас он пустует. Это огромная территория, интересная для архитекторов и урбанистов», — говорит Мария Буряк.

Третья сильная сторона — частая сетка улиц: различные сервисы находятся в пешеходной доступности. Четвертая — особо охраняемая природная территория «Западный Котлин», имеющая потенциал для развития экотуризма.

«То, что Кронштадт долгое время был закрытой территорией, позволило оставить неизменной ткань города. Здесь нет кирпичных «коробок», элитного или неэлитного жилья: город сохранил свою идентичность», — резюмирует Мария Буряк.

Слабые стороны

Одна из главных проблем Кронштадта — транспортная доступность. В частности, урбанисты видят проблему в отмене метеора в этом году: кораблик очень нравился туристам. Впрочем, в будущем году метеор обещают вернуть.

Еще одна проблема — пустующие общественные пространства. «На службы в Морской собор, построенный на четыре тысячи человек, ходят максимум 600», — говорит Мария Буряк. Присоборная площадь — Якорная — тоже пустынна. «Она является не публичным пространством, а, скорее, мемориальным», — считает Михаил Климовский.

Наконец, урбанисты отмечают общую разруху в Кронштадте. «Сейчас большая и сложная задача — где брать деньги на развитие города. Исторические объекты требует реставрации, а то и реконструкции, отдельные территории — реновации», — говорит Стив Каддинс.

Первые идеи

– Развивать велодвижение в городе. Это соответствует чаяниям главы администрации Терентия Мещерякова. «Сейчас на велосипедах в Кронштадте ездят мало: нет инфраструктуры. Всего несколько велопарковок и нет велодорожек. Хотя потенциал очень большой. Пересадить население на велосипеды будет несложно. Можно было бы развивать аренду велотранспорта по демократичной цене. Кронштадт мог бы стать примером для Петербурга по обустройству велосети», — говорит Стив Каддинс.

– Сделать улицу, по которой ходил Иоанн Кронштадтский (Андреевскую), пешеходной зоной.

– Развивать огородный кластер. На сегодняшний день в Кронштадтском районе насчитывается от 6 до 8 тысяч огородов — все они нелегальные (земля принадлежит городу). Администрация района обещала решить проблему в пользу жителей, но недавно состоялся конкурс, по условиям которого до 20 ноября должны снести огороды рядом с санаторием «Аврора» (стоить это будет 2 с лишним млн рублей). Урбанисты ничего плохого в огородах не видят.

– Развивать туристические сервисы на Якорной площади. Использовать туристический потенциал фортов.

Впрочем, отнюдь не факт, что все эти предложения войдут в итоговый пакет сценариев развития Кронштадта.

***

Обсуждение первых этапов программы “Kronshtadt Vision2040” состоится сегодня, 7 октября, в 18:00 в атриуме ИТМО (Биржевая линия, 4). В обсуждении примут участие глава Кронштадтского района Терентий Мещеряков, голландский архитектор и урбанист Маркус Аппенцеллер, советник губернатора Петербурга Вячеслав Семененко, ректор ИТМО Владимир Васильев и другие. 

share
print