Истории

Новый Апраксин двор: за 200 тысяч по-московски или за 500 тысяч по-питерски

Комитет по инвестициям 1 ноября подведет итоги конкурса на эскиз будущего Апраксина двора. На победу претендует бюро московского архитектора Тимура Башкавева, он согласился выполнить работу всего за 200 тысяч рублей, и «Студия 44» петербуржца Никиты Явейна – за 500 тысяч. Последний признается, что за такие деньги создать качественный проект невозможно и отмечает, что у конкурента нет лицензии на проведение реставрационных работ. Мы поговорили с обоими возможными преобразователями «чрева Петербурга».

Согласно техническому заданию конкурса Комитета по инвестициям, к началу декабря 2013 года подрядчику предстоит подготовить архитектурно-планировочный эскиз многофункционального квартала Апраксин двор со статусом «пешеходная зона повышенной комфортности». Результат должен быть оформлен в виде трехмерной модели с полной визуализацией территории, панорамами и развертками улиц и дворов. Итоги конкурса будут подведены 1 ноября. На 45% результат будет зависеть от ценового предложения участников, в меньшей степени — от сроков выполнения работ и опыта архитектурной мастерской.

Архитектурное бюро Тимура Башкаева основано в 1995 году, расположено в Москве. Самый громкий проект: музей современного искусства «Гараж» на Крымском Валу. В 2013 году Башкаев предложил проект застройки овощебазы и промзоны в Западном Бирюлеве (проект «Новая земля). Работает в жанрах современной архитектуры.

«Студия 44» Никиты Явейна основана в 1991 году, расположена в Петербурге. Наиболее известные проекты: Ладожский вокзал, реконструкция и реставрация восточного крыла Главного штаба, бизнес-центр «Атриум на Невском, 25». В 2012 году студия выиграла конкурс на развитие территорий исторического центра «Конюшенная» и «Серверная Коломна». В 2007 году участвовала в конкурсе на реконструкцию Апраксина двора, но проект не был представлен общественности. Работает в жанрах современной архитектуры и ретроспективизм.

Тимур Башкаев (слева, фото из личного архива), Никита Явейн (справа, Trend) 

Какой опыт работы реконструкции, реставрации депрессивных пространств в Петербурге кажется вам успешным? Насколько щадящими должны быть такие работы?

Тимур Башкаев: «У нас был опыт работы с историческими памятниками, реставрацией, научной реставрацией, реконструкцией — нам это очень нравится. Поэтому именно в Апраксином дворе мы будем работать максимально деликатно, и сохраняя историческую ценность. Я очень часто бываю в Петербурге. Мы разрабатывали здесь проекты, правда, не объемные, а интерьерные. На мой взгляд, Апраксин двор — это уникальное место даже для Петербурга. Это центральный рынок с большим количеством памятников, охраняемых законом, поэтому я бы не стал проводить аналогии».

Никита Явейн: «В Петербурге не было больших опытов работы с депрессивными пространствами. Маленькие были, скажем, у меня — Невский, 38 — сгоревший дом, стоял пустой лет десять. Получилось, вроде, ничего. Апраксин двор нужно трансформировать по современным нормам, причем очень серьезно. Чтобы туда приехал кто-то цивилизованный, а не азербайджанцы, которые многим не нравятся. Его нужно реставрировать, иначе как была торговля такого типа, так и останется».

Можно ли реализовать качественный проект за сумму, которую вы предложили для конкурса?

Тимур Башкаев пообещал выполнить эскиз Апраксина двора за 200 тысяч рублей: «Можно. Прибыль будет небольшая, но нам интересно участвовать в этом проекте».

Никита Явейн — за 500 тысяч рублей: «Нельзя, ни за 500, ни за 200! Но поскольку у нас есть наработки, мы решили выполнить работу по заниженной цене. Кроме того, насколько я знаю, у конкурирующей фирмы нет лицензии на реставрационные работы (есть официальная база данных), так что легитимность заявки вызывает сомнения».

В официальном реестре лицензий «на деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)», размещенном на сайте Минкультуры, содержится около шести тысяч фирм, в том числе «Студия 44» Никиты Явейна. Архитектурное бюро Тимура Башкаева в нем отсутствует. Как пояснила пресс-секретарь Комитета по инвестициям Екатерина Тронина, для участия в конкурсе такая лицензия не нужна: «Победитель должен будет создать архитектурно-планировочный эскиз, 3D-модель будущего Апраксина двора. Все моменты, связанные с сохранением исторического облика, должны быть в ней учтены. Но победитель не должен ходить с мастерком и переделывать стены Апраксина двора, он лишь представляет свой взгляд».

Зачем вообще нужна реконструкция Апраксина двора? Может, просто почистить его и убрать рынок?

Тимур Башкаев: «Залог успеха в том, чтобы сделать качественную среду без сноса, с оптимальным сохранением исторического облика. Само по себе пространство Апраксина не депрессивное — отличное пространство! В своей концепции мы покажем, как можно заменить нынешний контингент Апраксина на более качественный, как создать там качественную среду».

Никита Явейн: «Я не понимаю слово «почистить», «убрать рынок». Наверное, это хорошо, но за чьи деньги? За бюджетные — можно все, но если проект самоокупаемый, то этим не ограничится. Апраксин двор элементарно не соответствует современным нормам — по эвакуации, по защите от пожаров, по прочему... Или, как знаешь, у нас всюду сейчас предлагают парк (намек на набережную Европы – «МР»), но кто за него будет платить? Если город, то можно все. То же самое с Апраксиным двором».

  • ERM_7829

    Фото С. Николаев

  • ERM_7839

    Фото С. Николаев

  • ERM_7848

    Фото С. Николаев

  • ERM_7862

    Фото С. Николаев

  • ERM_7863

    Фото С. Николаев

  • ERM_7889

    Фото С. Николаев

  • ERM_7898

    Фото С. Николаев

  • ERM_7907

    Фото С. Николаев

  • ERM_7933

    Фото С. Николаев

  • ERM_7952

    Фото С. Николаев

  • ERM_7960

    Фото С. Николаев

  • ERM_7963

    Фото С. Николаев

  • ERM_0475

    Фото С. Николаев

  • ERM_0486

    Фото С. Николаев

  • ERM_0495

    Фото С. Николаев

  • ERM_0498

    Фото С. Николаев

  • ERM_0508

    Фото С. Николаев

  • ERM_0528

    Фото С. Николаев

Апраксин двор занимает территорию 14 га (23 футбольных поля) в центральной части Петербурга, между улицами Садовой, Ломоносова, набережной Фонтанки и Апраксиным переулком. Предположительно, начал застраиваться в середине XVIII века. Сейчас он состоит из 62 корпусов, из них 18 — в государственной собственности, остальные в частной, либо реконструируются. Рынок неоднократно горел, там находили ячейки радикальных исламистов, убежища нелегальных мигрантов, в 2011 году на его территории было зарегистрировано 138 преступлений (из них 17 тяжких), в 2012 году — 34. За семь месяцев 2013 года в Апраксином дворе зарегистрировано 14 преступлений. При этом в глубине «чрева Петербурга» можно найти магазины вроде «Кроссовки по 34 рубля».

 

share
print