Истории

В Петербурге не хотят давать льготы малому бизнесу, и он исчезает как класс

Правительство России собирается ввести налоговые каникулы для малого бизнеса: предполагается, что два года предприниматели будут работать в льготном режиме. Причина: значительное сокращение количества индивидуальных предпринимателей. Единственное условие: на местном уровне - в частности, в Петербурге - должен быть принят соответствующий закон. Но вот незадача: в «Стратегии-2030», которую разрабатывает Смольный, никаких каникул не предусмотрено.

Как адаптировать стратегию под нужды малых предприятий, обсудили в петербургском Доме предпринимателя.

Около 30% налогов поступает в бюджет Петербурга от малого бизнеса. Оборот малых предприятий в общем обороте капитала города составляет, по последним данным, 13,5%. Но скоро этому может наступить конец. Как рассказала председатель Общественного совета по малому предпринимательству при губернаторе Елена Церетели, из-за повышения совокупных страховых взносов, предпринятого правительством в 2010 году, прекратили свою деятельность 148 тысяч индивидуальных предпринимателей Петербурга: «Если юридические лица использовали различные схемы оптимизации, как-то выкрутились из этой ситуации, то индивидуалы не выкрутились. Значительная доля предпринимателей работает в Петербурге вообще без регистрации».

При этом не решаются остальные проблемы малого бизнеса. В потребительской сфере, где малый бизнес, по идее, должен быть как рыба в воде, преобладают сетевики. «Одной из задач должно стать создание новых форматов для потребителей. Не скажу магазинов шаговой доступности — с этим термином у нас не очень позитивная история, — но форматов для людей. Предприниматели должны иметь преференции при создании социальных продуктов», — отметила Елена Церетели.

Напомним, в 2003-2005 годах в рамках «мероприятий по борьбе с терроризмом» в Петербурге было снесено более 3,5 тысячи торговых павильонов. Губернатор Валентина Матвиенко продвигала идею магазинов шаговой доступности, но вместо них город начал массово застраиваться гипермаркетами.

Не слишком хорошо идут дела у малого бизнеса и в сфере госзакупок. Госучреждения обязаны отдавать 15% контрактов на различные работы малым предприятиям, но эта квота либо не выбирается, либо конкурсы выигрывают конторы, в реальности не работающие на рынке. Главной же проблемой начинающих предпринимателей в Петербурге остаются взаимоотношения с монополистами: приходится преодолевать массу препятствий, чтобы подключиться к коммуникациям (электричеству, воде). И все это никак не отражено в «Стратегии-2030», которую разрабатывают эксперты Смольного.

Елена Церетели поделилась секретной информацией: «Сейчас в Министерстве экономического развития готовятся серьезные документы об объявлении налоговых льгот для начинающих предпринимателей на два года. Думаю, это связано с обвалом числа ИП по всей стране. Обязательное условие: налоговые каникулы будут работать только при наличии соответствующего закона в субъекте федерации. Может, нам прописать в «Стратегии», что мы как субъект рассматриваем такую возможность?»

Председатель Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Анатолий Котов прямого ответа на вопрос не дал. По его словам, если у государства есть в приоритете малый бизнес, город должен «правильно инсталлироваться» в эту перспективу. Рассказывая о готовящейся «Стратегии», Котов произнес термин «малый бизнес» всего пару-тройку раз. Похоже, чиновник рассматривает проблему в масштабах цивилизации: «В основе «Стратегии» лежит человеческий фактор. Мы уже выработали все экстенсивные факторы развития — трудовые, производственные, территориальные ресурсы — то, что исторически обеспечивало развитие любой экономики, любой цивилизации. Малый бизнес часто жалуется на нехватку трудовых и энергетических ресурсов — это та же самая проблема. Поэтому в центре нашей стратегии стоит человек с его идеями. А предпринимательская активность как раз наиболее присуща малому бизнесу».

Впрочем, не вся речь Анатолия Котова была посвящена глобальным проблемам человечества. Он выделил четыре основные цели стратегии: развитие человеческого капитала, качество госуправления, качество городской среды и экономический рост. Последняя цель неосуществима без малого бизнеса. «Сегодня малый бизнес нужен не только в сферах, где он традиционно занимает место, — прежде всего, в торговле. Малый бизнес нужен в социальной сфере, в сфере образования, здравоохранения, в строительстве. Тогда проблем будет гораздо меньше», — добавил Котов.

Стратегия социально-экономического развития Петербурга на ближайшие 17 лет должна быть принята в декабре. Недавно Комитет по экономической политике опубликовал предварительную версию стратегии — свои предложения по ее доработке может внести любой желающий. В том числе владельцы малых предприятий.

share
print