Истории

Борьба с SMS-спамом — это лазейка для жуликов

Борьба с SMS-спамом начала приносить плоды. Еще два месяца назад, по подсчетам мобильных операторов, каждая третья SMS, полученная петербуржцами, содержала спам. Сейчас таких сообщений на порядок меньше. Но некоторые способы борьбы с навязчивой рассылкой в итоге становятся лазейкой для более неприятных, чем спамеры, персонажей - мошенников.

SMS-спам стал общераспространенным явлением за последние три года. В первое время бороться с ним было легко: сообщения приходили с обычных городских номеров, которые на любом телефоне запросто вносились в черный список. Потом задача усложнилась. 

Две недели назад «Мегафон» решил радикальным способом избавить клиентов от спама: оператор отсек все SMS, присланные с коротких номеров, а также с номеров, в которых подпись отправителя обозначается в виде букв, а не цифр. Результаты не замедлили сказаться: люди остались не только без спама, но и без сообщений тех SMS-рассылок, на которые они подписывались за деньги. В первую очередь, без SMS-банкинга. Впрочем, ненадолго. 7 ноября «Мегафон» поставил свой заслон, а уже 8-го банк «Санкт-Петербург», «Балтийский банк» и прочие начали делать рассылку с обычных  номеров. Что касается собственно «Мегафона», то он продолжал рассылать сообщения со своей буквенной подписью.

Тут же возникла новая проблема. Случается, мошенники рассылают SMS с грозным предупреждением типа: «Ваша банковская карта заблокирована, требуем сообщить ее номер и CVV код в ответной SMS». Грамотные люди на это не ведутся, а пожилым пользователям приходится объяснять: банк ни за что не будет рассылать сообщения с обычного мобильного номера. Там обязательно будет подпись — например, Sberbank. Теперь же номер банка может быть самым обычным. Доверчивым пенсионерам не позавидуешь.

Что делать, чтобы оставить нужным организациям короткий номер, а ненужные жестко отсекать? «Мы все время стараемся пресекать спамерские рассылки, хоть не всегда это удается, — рассказала пресс-секретарь «МТС» в СЗФО Юлия Кочержук. — В масштабах всей страны мы отфильтровывали в начале лета 30 миллионов спамерских SMS, а в октябре — уже 62 миллиона. Всего нам удалось снизить общий их объем в 20 раз. 98% рекламных SMS, получаемых нашими абонентами, приходит от других операторов связи. В мае 2013 года появились новые сервисы — SMS Pro и «Черный список». Абонент MTC просто перешлет полученную спамерскую SMS на короткий номер 1911, и там занесут отправителя в черный список».

Аналогичный сервис с таким же номером намерены создать в конце ноября и «Билайн», и «Мегафон». А вот оператор Tele2 пока таких намерений не высказывает. На сайтах, посвященных мобильной связи, представители Tele2 говорят, что для их клиентов проблема спама неактуальна: жалуются, дескать, не более 2,5% от всех абонентов.

По статистике, в 31% случаев пользователи телефонов жалуются на спам от таксистов, в 16% — на ночные клубы, в 8% — на компании по выдаче микрокредитов. Причем спамерский вал обычно начинается после того, как клиент воспользуется платежным терминалом с определенной системой. Дело в том, что у этих терминалов самая маленькая комиссия, а иногда ее нет вообще.

Еженедельно каждый из операторов «большой тройки» вылавливает от 8 до 10 тысяч новых вирусных номеров и буквенных комбинаций.

«Я не собираюсь отказываться от такой рекламы, — заявил директор таксистской конторы в ЖЖ-сообществе spb-auto. — Я плачу распространителям рекламы 1 рубль за 500 SMS. Они рассылают два миллиона сообщений. Даже если меня оштрафуют — это ерунда. У нас сейчас пугают штрафами в 500 тысяч за одну спамерскую эсэмэску, но я не верю, что до меня доберутся. Согласитесь, что людям такая реклама не особо вредит. Наоборот, помогает. Человек летит в самолете, сразу после посадки включает телефон и получает несколько эсэмэс, в том числе с рекламой такси. А ему как раз надо такси вызвать. Тариф у нас скромный, не разоримся».

Сервис SMSnenado, который помогает бороться со спамом, против наглых рекламораспространителей почти бессилен. Кстати, его сотрудники говорят, что больше всего жалоб — 34% — поступает именно из Петербурга. Когда на какого-либо рассыльщика спама поступает жалоба, сервис с ним связывается и просит прекратить. Иногда это не удается. И тогда абоненту предлагают написать жалобу в антимонопольную службу.

На сайте есть шаблон для жалобы. Правда, если на одну компанию поступает больше десяти жалоб, их перестают собирать. Иначе уже сам сервис выступит в роли спамера — для ФАС.

«К 20 ноября 2013 года мы получили 236 498 жалоб, обработали 112 тысяч, и только по 988 пришлось отправлять жалобы в прокуратуру или ФАС, — сообщил менеджер проекта Андрей Сергуничев. — После того, как жалоба в надзорный орган подана, ФАС начинает расследование. Если выяснится, что SMS были присланы абоненту без предварительного согласия, компания может получить штраф до 500 000 рублей. Причем в ходе разбирательств не человек должен доказывать, что он не подписывался на рассылки, а сама организация, рассылающая СМС, должна доказать, что она получила согласие абонента. То есть предоставить анкету, заполненную человеком».

Сколько спамеров уже схлопотали штрафы от антимонопольщиков, на сайте не указано.

share
print