Истории

В Петербурге псевдоказаки борются за нравственность, оскверняя театры

В Петербурге осквернили два театральных здания. Сначала Молодежный театр на Фонтанке, потом Малый драматический театр – театр «Европы». Вандалы заявляют, что протестуют против фестиваля Льва Додина, худрука МДТ, в программе которого были спектакли на ЛГБТ-тематику. А тем временем настоящие казаки хотят найти вандалов, которые написали ругательства в адрес художественного руководителя, «чтобы всыпать им плетей».

Две нецензурных надписи появились в ночь на 21 ноября. Одна — на стене на набережной Фонтанки (Молодежный театр предоставлял площадку для Зимнего фестиваля Льва Додина) и на улице Рубинштейна, у театра МДТ, которым Додин и руководит. Затем авторы идеи разослали свои воззвания по петербургским СМИ. Они представились казаками — так же, как их предшественники, осквернившие в свое время музеи Набокова и «Эрарта». В вину Льву Додину ставится нарушение милоновского закона о недопустимости пропаганды гомосексуализма.

Известно, что в ходе фестиваля был показан спектакль «Смерть в Венеции», поставленный режиссером берлинского театра «Шаубюне» Томасом Остермайером по роману Томаса Манна. Прославленный режиссер дважды выступал перед публикой и выражал сожаление известным милоновским законом. Когда он сказал, что боялся ехать в город на Неве, но все-таки набрался смелости и приехал, зал взорвался овациями. Это, конечно, описали в прессе, и не исключено, что вандалы отреагировали именно на рецензии, а не на сам спектакль.

Еще через полдня православные активисты из «Народного собора» решили примкнуть к скандалу и разослали свое письмо — в нем они заявляли, что вандальные акции инспирированы галеристом Маратом Гельманом. Тот якобы захотел бросить тень на петербургских казаков, а заодно пропиариться. «Казаки», от которых открещивались все официальные казачьи клубы в Петербурге, ранее пытались испортить Гельману выставку «Icons» в «Ткачах».

Депутат и киноактриса Анастасия Мельникова, курирующая в Заксобрании вопросы культуры, резко осудила действия вандалов. «Их родителям наверняка стыдно за таких детей. Какие же это борцы? Борцы — это те, кто защищает страну, а не те, кто хулиганит. У нас сейчас столько возможностей есть для высказывания своего мнения! Можно и на телевидении выступать, и в блоге своем писать. Зачем портить город?

Я не против спектаклей на эротические темы, если тема гомосексуализма не самоцель, если спектакль сделан по художественному произведению, написанному в соответствии с классическими канонами. «Лолита» — это классика, как можно ее запрещать? Если гомосексуальная тематика используется ради себя самой, ради моды, а сам спектакль — пошл и безвкусен, мне это не нравится. Разумеется, я не имею в виду какие-то конкретные спектакли, а тем более те, что были показаны в рамках фестиваля Льва Додина».  

Зато актер и журналист Дмитрий Циликин заявил, что его эта выходка «необычайно радует». Потому что ее можно расценить и как победу — фестиваль явно состоялся как культурная миссия. «Фестиваль новый, а про него уже прознали и не кто-нибудь, а тупые агрессивные жлобы. В городе огромное количество людей, которых не интересует ничего, кроме своего кошелька и желудка. Все, что относится к духовной сфере, не волнует. И вдруг они узнают разом, что существует такой театр, великие режиссеры Лев Додин, Томас Остермайер, писатель Томас Манн. Они, может быть, прочитают этот роман хотя бы потому, что врага надо знать в лицо. А там пойдет дальнейшее развитие. Ведь учиться не всегда интересно. Сколько ребят заставляли учиться музыке в то время как им хотелось запускать воздушных змеев или мастурбировать. Но научились, выросли и сказали «спасибо». Эти тоже научатся… А что касается пятна на репутации Петербурга — так у нас стараниями Милонова и так сложилась такая репутация, которую уже не усугубишь. Городу 310 лет, но теперь он известен не своей почтенной историей, а вот этим вот законом. И еще 310 лет будет отмываться. Подумайте, если у Мадонны Чикконе в мозгу, в какой-то ячейке отложилось, что есть страна Россия и в ней есть особо нетолерантный город Санкт-Петербург — что тогда говорить. Мадонна, думаю, при своем плотном графике вообще не запоминает, по каким городам и странам она ездит. А Петербург запомнила надолго».

Добавим, что в дирекции Молодежного театра заявили, что никаких свиных голов они не находили (в своем послании «казаки» намекали, что подбросят этот сувенир к театральным воротам), и испорченных стен не видели. «Какие к нам претензии, мы же просто предоставили сцену для фестиваля?» — удивилась директор театра. В МДТ– «Театре Европы» директор по эксплуатации Григорий Левкович сообщил, что «грязное слово» на стене уже закрасили, хотя пятно, конечно, видно. И, как актриса Мельникова, высказал сожаление, что «борцы за нравственность» не хотят выражать свое мнение более цивильным способом, например, в печати.

Одним словом, театры не слишком встревожились из-за этой атаки. Кто поутру испытывал озабоченность, так это Аркадий Крамарев, атаман городской казачьей общины. Бывший глава петербургского ГУВД посмотрел на ситуацию со своей точки зрения: «Во-первых, мне такой метод протеста, естественно, не нравится. Может, я и не в восторге от спектаклей на фестивале и от выступлений немецкого режиссера, но дома-то при чем? Во-вторых, наши настоящие казаки в ярости, и хотят искать сами этих вандалов, чтобы всыпать им плетей. Я каждый раз после такой акции уговариваю их проявить терпение и не опускаться до уровня хулиганов. А ведь они запросто их найдут, если захотят. В-третьих, хулиганы, рассылающие письма, подписываются известными фамилиями, но меняют инициалы. В прошлый раз они использовали фамилию московского атамана, а имя взяли другое. В этот — использовали фамилию Артюха, помощника Милонова, но тоже взяли другое имя. Тут запашок идет явный. И неприятный…» Атаман еще не знал, что «Народный собор», Артюхом и возглавляемый, уже «подключился к поиску» злоумышленников, хотя убедительных доказательств против Гельмана не собрал.

share
print