Истории

Велосипедистам в Петербурге остается жечь покрышки

В Петербурге не осталось ни одного нормативного документа, который бы предписывал чиновникам развивать велосипедную инфраструктуру. Власти пиарились на открытиях «линий на асфальте» в спальных районах и неудобных парковках. Давая велосообществу ложную надежду, заявляли, что концепция развития этого средства передвижения, не забыта. Однако в 2014 году транспортники Смольного заявляют, что у них есть более важные дела: они превращают Петербург в город исключительно для автомобилистов.

Встреча участников велосообщества прошла в четверг, 20 февраля, в пресс-клубе «Зеленая лампа».

В 2011 году Петербург был близок к тому, что в городе появится велосипедная инфраструктура, как сейчас в Москве. Комитет по транспортно-транзитной политике провел конкурс на создание велоконцепции, сеть дорожек должна была охватить весь город. Но комитет упразднили, и программа была отменена. «Чиновники в общении с велосипедистами используют исключительно волюнтаристские методы, захотел – принял программу, захотел – похоронил, – говорит президент клуба «Велопитер» Илья Гуревич. – Сегодня наши власти никакими документами не обязаны строить велосипедную инфраструктуру. Для Комитета по развитию транспортной инфраструктуры это пятое колесо в телеге. Если губернатор говорит, что программу не забыли, то чиновники стараются всячески замыслить ее реализацию».

Эксперт считает, что исправить ситуацию можно одновременной работой – и с властью, и с населением. «Общество боится популяризации велосипедов. Многие думают, что если раньше они ездили на работу на метро, то в будущем придется ездить на велосипеде. Автомобилисты считают, что вот они сейчас стоят в пробках, а если появятся велодорожки – будут стоять вдвойне. А если приходишь к чиновнику, он говорит: "Посмотри, как у нас улицы были устроены в 1723 году, а потом в 1862 году... Где вы тогда были, почему не повлияли на то, чтобы улицы были шире?" Активисты могут стать такой прослойкой между чиновниками и обществом, которое развеет страхи относительно велосипеда», – заключает Илья Гуревич.

Координатор «Велосипедизации Петербурга» Дарья Табачникова и депутат ЗакСа Ольга Галкина призвали велосипедистов баллотироваться в муниципальные депутаты. Выборы состоятся в сентябре 2014 года. Муниципалы занимаются только внутридворовыми территориями, однако могут устанавливать правильные, охраняемые велопарковки. «Мне как депутату становится безумно стыдно за бездействие власти, – комментирует Галкина. – Моя задача как депутата – постоянно напоминать губернатору, что проблема велоинфраструктуры остается актуальной, он в 2012 и в 2013 годах обещал решить этот вопрос. А воз и ныне там. Возникает вопрос: кто является главным тормозом в нашем городе развития велосипедной инфраструктуры? Скажу вам честно, когда я предложила губернатору поучаствовать в велопробеге для избавления от "велофобии", он ответил, что боится, что автомобилисты выйдут из машин, покрутят у веска и скажут: "Вот дебил какой!"».

Координатор «Красивого Петербурга» Красимир Врански предложил написать массовую петицию всем депутатам и ответственным чиновникам. На следующей неделе будет издан первый манифест велокоалиции Санкт-Петербурга, в котором будет детально описан план действий петербуржцев в 2014 и последующих годах по инициированию реального развития велосипедной инфраструктуры.

Директор Центра экспертиз «ЭКОМ» Александр Карпов считает, что массовые запросы чиновникам – не самая лучшая идея: «Коллеги немножко не понимают, как работает власть. Типа она не понимает, что велосипеды – это хорошо, а если мы ей хорошо объясним, она проникнется и поймет. Проблема в том, что принятие законов – это работа, а людей, которые могут ее делать, – раз, два и обчелся. А большей частью там сидят люди, неспособные работать. Вдобавок уважаемые активисты добавляют работы, потому что 80% времени уходит на то, чтобы отписываться от заявлений. Угроза, исходящая от велосипедистов, мала по сравнению с угрозами от разных других сил. А власть так устроена, что она реагирует только на угрозы, затыкает самые существенные дырки. Наконец, строить велодорожки и велоинфраструктуру слишком дешево по сравнению с большими магистралями, поэтому доля откатов и распилов – несерьезна».

Александр Карпов считает, что дорожки нужно внедрять постепенно – поправками в Региональные нормы градостроительного проектирования и Генплан, созданием законопроекта о правилах благоустройства. «На слушаниях по исполнению Генплана в Законодательном собрании выяснилась интересная цифра: запланированные до 2015 года магистральные дороги в Петербурге построены всего на 25%. При этом девелоперы, которые строят жилье, исходят из того, что дороги когда-нибудь будут построены. И город более-менее поедет. Я в это не очень верю. Вроде, чиновники должны понимать, что город ждет транспортный коллапс», – добавил Карпов.

Пеер Штайнбрюк по дороге в Бундестаг - кандидат от СДПГ в канцлеры (facebook.com)

В ближайшие месяцы в Петербурге пройдут несколько крупных веломероприятий. Так, на 19 апреля назначено тожественное открытие велосипедного сезона, в котором по предварительной оценке примут участие более 2000 горожан. А 16-17 мая пройдет крупная велоконференция «Городской транспорт и велосипеды: вызовы будущего», в которой примут участие чиновники и эксперты по развитию велосипедной инфраструктуры не только из иностранных городов, таких как Лондон, Хельсинки, Копенгаген, Оулу, Гамбург, но и из Москвы, Перми, Воронежа и других российских городов, где местные власти понимают важность развития велосипедного транспорта и предпринимают необходимые для этого шаги.

share
print